Взаимодействие гражданского общества и государства. Какое влияние на характер указанного взаимодействия оказывает утвердившийся в стране политический режим?
Гражд.общество(ГО)- это формирующаяся и развивающаяся в демокр. гос-вах человеческая общность, представленная:1) сетью добровольно образовавшихся негосуд-ых структур( центры, клубы, ассоциации, союзы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества 2)совокупностью негос-ых отношений- эконом., пол-их, соц-ых, духовных и т.д. Вопрос о взаимодействии гос-ва и ГО- один из важнейших. ГО и гос-во постоянно идут навстречу друг другу, ГО обращается к гос-ву со своими инициативами, требующими гос-ую поддержку, просьбами, требованиями. Гос-во в свою очередь изучает гражд. инициативы(поддержка или неодобрение) , выделение матер. ср-в для развития активности общ. объединений, фондов.. 1)практически всех демок-их странах в системе властных структур организованы и функционируют спец. органы для связи с организациями гражд. общества.(Пример: Великобритания: спец. орган- Комиссия по благотворительности(регистрирует благотв. орган-ции, направленные на помощь бедным, церкви, на предотвращение дискриминации по расовому признаку) 2) Представители организаций ГО входят в разл. Советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах( выступают как эксперты, владеющие ценной информацией о конкретных проблемах ГО 3)Существующая во многих странах служба парламентского уполномоченного, контрол.соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту должность независимое должностное лицо высокого ранга, ответст. пред законодат. Властью(принимает жалобы граждан)
Выводы:1)ГО явл. одним из самых важных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению пол-ой власти к абсол.господству. 2)Само ГО нуждается в гос-ой поддержке, поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда гос-ых органов. 3)Гос-во заинтересовано во взаимодействии,т.к 1)ГО явл. источником легитимности пол-ой силы 2)Контакты с ГО явл. источником информации о состоянии общества 3)в сложн. истор. моменты ГО становится мощной поддержкой гос-ву.
ГО развивается в основном в демок-их гос-ах, поскольку в усл. тотального контроля ГО развиваться не может. Демокр-ий режим предполагает тесное взаимодействие гос-ва и ГО как основы пол-ой и эконом. стабильности.
Раскройте взаимосвязь партийной системы с типом политического режима. Какова роль многопартийности в укреплении гражданского общества, правового государства, в развитии демократии? Дайте аргументированный ответ.
Партии и обществ.- политические движения явл. важным звеном связи ГОс гос-ом. Именно они способствуют превращению многочисл. частных интересов граждан, заинтересованных групп и слоев в единый пол-ий интерес. Пол-ая партия- это специал. обществ. организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование пол-ой власти. Пол-ие партии взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы. Партийные системы:1)Однопартийная. Монополизирует пол-ую деятельность, первращается в руководящую силу гос-ва. Гл пол-ие решения принимаются партией( характерна для тоталитарного режима) 2) Двухпартийная. Независимо от кол-ва партий в стране лишь 2 имеют решающее зн-е и способны сменять друг друга у власти.(США-демократический режим) Роль многопартийности: Довольно спорный вопрос.Некоторые считают(к примеру, Дж. Сартори), что появление пяти или более партий следует рассматривать как «крайнюю многопартийность», опасную для существования гос-ва. Если брать в пример РФ, то, с одной стороны, многопартийность дезориентирует народ, покольку он и так не знает, за кого голосовать, с другой- показывает отражение бол-ва интересов этого же народа. Опыт ряда стран( США,Англия,Канада, Австралия)свидетельствуют о несомненных преимуществах двухпартийной системы, дающей обществу- стабильность, прав-ву- смену курса, гражданам- возможность выбора.
Содержание и принципы избирательной системы Российской Федерации. При ответе используйте положения действующего законодательства.
Формирование избират. системы в совр. России относится к началу 90-х годов. Первые демократ. выборы состоялись летом 1991 г, еще в период существования СССР. В основе законов и в основе избират. системы лежат следующие конституц. принципы: всеобщее, равное и прямое избир. право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов. В соотв. с Конституцией РФ и федеральным законом президент России избирается на выборах по единому федер. Округу, вкл. всю территорию страны. Федеральное Собрание формируется раздельно по палатам и по различным правовым нормам. В Госдуму сроком на 4 года избираются 450 депутатов, из них 225- по федер. избир. округу и 225- по федер. избирательному округу, пропорционально кол-ву голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты(партийные списки), выдвинутые избирательными объединениями и избир. блоками. Если одна часть представительного органа избирается по мажоритарной систему, а другая- по пропорциональной, это означает, что данный орган формируется по смешанной избир. системе, существующей и в России. Осн. преимущество такой системы состоит в том, что по мажоритарному принципу обычно выбираются наиболее известные, значимые для той или иной части населения избир. округов личности( что впоследствии не всегда оправдывает себя). Наряду с устоявшимися нормами и положениями, потом в Законе 1999 года появились новые: 1)число подписей в поддержку выдвижения отд. кандидатов резко увеличено( для отд. кандидата это должно быть не меньше 1%от общ числа избирателей в соотв. округе).2) число партий должно сократиться за счет ужесточения кол-ых требований( численность партий должна составлять как min 10т.чел, иметь отделения в бол-ве регионов страны, в каждом из которых-не менее 200 членов). В соотв. с новым законом, принятым Госдумой 19 июля 2000 года, Совет Федерации будет формироваться след. образом: как и ранее, в него будут входить по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодат. и исполн. органов госвласти. Был изменен и дополнен также Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: президент получил право( как и руководители высших исп. органов) досрочно отрешать от должности глав муниципальных образований. Главы столиц и админ. центров могут быть отстранены от должности только президентом. 1 сент. 2000г был создан Госсовет, явл. совещательным органом, обеспечивающего согласование и функционирование органов госвласти.Представителем Госсовета явл. президент, членами- руководители высших исполн. органов) И реформа Совета Фед-ции, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета- все это свидетельствует о том, что избирательная система в совр России еще не устоялась и находится на пути преобразований.
89. Раскройте содержание вопроса о многообразии политических культур, причинах указанного многообразия, основаниях классификации и типологиях политической культуры.
Дифференциация политических культур осуществляется по разным критериям