Понятие “партийная система”. Какие характеристики лежат в основе классификаций партийных систем?

Партийная система — совокупность отношений между легально действующими партиями, которые выражаются в виде сотрудничества, соперничества или временного соглашения для завоевания, удержания и реализации политической власти.

Классификация партийных систем:

Партийная система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в СССР, Албании, Румынии.Система,

с партией, осуществляющей гегемонию, существует в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах “старшего брата” и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.

В системе с доминирующей партией действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.

Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. (Бельгия). Система крайнего плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы.

Следующая разновидность многопартийности — атомизировання партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько (20, 300) партий действует в стране (Малайзия, Боливия).

Классификацию Сатори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в ФРГ, где ведущие партии — ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система также существует в Великобритании, Канаде, Австрии и Австралии.

На основе сравнительного анализа мажоритарной и пропорциональной избирательных систем раскройте их достоинства и недостатки, которые проявляются в процессе волеизъявления граждан и выражения их интересов.

Мажоритарная система: избранным в тот или иной орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное з-ном большинство голосов. В соотв. с опред-ем большинства маж. системы подразделяются на системы абсолютного (кандидату надо набрать 50% голосов принявших участие в выборах + 1 голос и более. Франция, Австралия, Беларусь. Т.к. не всегда удается набрать кому-либо 50%+1 голос часто приходится использовать практику второго тура.) и относительного (достаточно набрать больше голосов, чем каждый из соперников. Великобритания, США, Канада, Н. Зеландия.) большинства. Маж. с-ма способствует развитию 2-х (3-х) партийных систем.

Преимущества маж-ных сист:

¨ т.к. подаются бюллетени с конкретными именами, учитываются личности кандидатов;

¨ всегда дает результат;

¨ заложены возможности формирования эффективного, стабильного прав-ва

¨ достаточно проста.

Недостатки маж-ных систем:

¨ значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти;

¨ партия может не получить большинство голосов, но получить большинство мест

¨ некоторые партии не попадают в парламент;

¨ возможна нарезка изб округов в интересах отдельных п сил

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности:

n пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны.

n пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах.

Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т.д.

Преимущества пропорц. систем:

* представлена реальная расстановка п сил в об-ве;

* способствует развитию многопартийности;

Недостатки пропорциональных систем:

* сложности при формировании правительства;

* п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти;

* слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии);

* зависимость депутатов от партий.

Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры.

Существует пропорц сист с преференциальным голосованием, где подаются партийные списки с кандидатурами. Она наиболее демократична, но чрезмерно сложна.

77. Понятие “политическая субкультура”. Раскройте содержание вопроса о типологии субкультур, дайте развернутую характеристику основных политических субкультур в современном обществе.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры – субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур:

I. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие оп­ределенных природных ресурсов и т.п. Это по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их поли­тико-культурный уровень. На пол к региона влияет эко­номическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы в политическом отношении более консерва­тивны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В неко­торых промышленных регионах (на Урале, например) населе­ние предпочитает высокоактивные формы участия — демонстра­ции, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Цен­тральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической созна­тельности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уро­вень экономического и социального благосостояния, характери­зуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к по­литической самостоятельности. Типичный пример для России — Центральное Черноземье.

II. Социоэкономические субкультуры обусловлены существо­ванием в обществе различных групп (социальных слоев, клас­сов), имеющих различный экономический статус, а следователь­но, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являют­ся экономическая свобода, стабильность, контроль за государст­вом со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Реше­ния правительства в области финансов, налогообложения, бюд­жета непосредственно затрагивают интересы данного общест­венного слоя. Отсюда возникает необходимость активного поли­тического участия Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббиро­вание правительственных структур, создание политических пар­тий, претендующих на участие во власти (например, Партия экономической свободы в России).

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосоз­нание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы по­литических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически ре­формируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия ока­зывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Наши рекомендации