Классификация функций государства
Существует множество оснований (критериев) классификаций функций государства. Их пытаются подразделять на следующие виды:
В зависимости от продолжительности их существования - на 1) постоянные и 2) временные.
В зависимости от социальной значимости: 1) выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или 2) представляющие, конкретизирующие в себе интересы всего общества.
От сфер их «приложения» и осуществления: 1) политические, 2) идеологические, 3) социальные, 4) экономические.
В зависимости от форм их реализации: 1) правотворческие, 2) правоохранительные, 3) правоприменительные.
Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функции федерации и субъектов. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в административно-территориальном плане разделенного на регионы государства.
В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
Традиционным является деление функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач.
Внутренние функции. Свои задачи государство осуществляет в трех сферах общественной жизни: экономике, политике, духовной жизни (идеология, общественная психология, культура, мораль и т.п.). В соответствии с этим можно выделить следующие основные внутренние функции государства:
а) в области политической - функцию защиты конституционного строя;
б) в области экономической - функцию регулирования имущественных отношений и хозяйственной деятельности;
в) в области духовной - формирование идеологических основ государства.
Государство осуществляет следующие мероприятия:
- регулирование и программирование развития отдельных отраслей национальной экономики;
- исследования по прогнозированию научно-технического прогресса и экономического развития страны, с широким применением системного подхода и экономико-математических методов;
- создание и непрерывная модернизация государственного аппарата, ведающего проблемами экономического характера;
- контроль за соответствием государственного и негосударственного секторов экономики;
- активное воздействие на темпы обновления основного капитала, на норму накопления и структурные сдвиги в экономике;
- выступление механизма государственной власти в роли основного организатора и заказчика научных исследований.
К числу внутренних функций относятся: охрана права собственности; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав и свобод граждан; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная функция; природоохранная (экологическая); функция финансового контроля и другие функции, определяющиеся природой данного государства, его формой.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами.
Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности.
Так, влияние идеологической и политической установки особенно ярко прослеживалось в целях, задачах и, соответственно, внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись такие функции, как взаимопомощь и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма, функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами.
Современная политика России выдвигает и осуществляет следующие внешние функции: интеграция России в мировую экономику; поддержание мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного решения с другими государствами глобальных энергетических, экономических, демографических и иных проблем современности.
12.