Сущность государства и его основные признаки
Функционирование государства в обществе преследует две основные цели:
1) «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества», т.е. управление делами всего общества;
2) «специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами», т.е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения».
При рассмотрении сущности государства, определении его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику государства, которая включает следующие критерии:
1) социальное назначение государства, его функции;
2) его организационную структуру;
3) специфические возможности права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;
4) характер отношений с обществом, классами, нацией;
5) состав, структуру и функции государственного аппарата.
Давая развернутую характеристику государства, не следует забывать о его классовом характере, который проявляется в следующем; во-первых, государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса).
Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты:
1) наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат.
Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру:
< органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые));
< правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т.д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды реакции и т.п.) и
< контрольные органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т.д.
2) взимание налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета;
3) территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы, прежде всего, в границах данной территории;
4) определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.
5) суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний.Внутренний суверенитетпроявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний суверенитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене.
Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества:
< монополия на принудительную власть в отношении населения;
< универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан;
< олицетворение публичной власти и подчинение себе всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения;
< правовое регулирование общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного смысла;
< наличие специального профессионального аппарата, выполняющего основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами;
< обладание суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения;
< наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества;
< а также наличие подданства (гражданства) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер. Отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человека как ненормальное явление.
Будучи надстроечным элементом, государство, тем не менее, обладает относительной самостоятельностью по отношению к своим экономическим основам. Это проявляется в следующем: государство может самостоятельно воздействовать на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на экономику (государственное планирование); возрастание роли государственного аппарата ведет к расширению функций государства; а увеличение численности государственного аппарата приводит к усилению корпоративности, ощущению независимости от общества; расширение экономических и социальных функций государства выражается в сращивании звеньев государственного аппарата с монополистической верхушкой; и, наконец, относительную самостоятельность имеет его военно-бюрократическая машина, что особенно ярко проявляется в связи с чрезвычайными ситуациями и характерно для переходных периодов, имеющих кризисный характер.
Типология государств
Пройдя длительную историю своего развития, государство видоизменялось, приобретало новые черты, утрачивало старые в соответствии с конкретно-историческими условиями своего существования. Поэтому, кроме общетеоретических вопросов, при анализе конкретного государства необходимо определять его тип и форму.
Тип государства определяется тем, какой социальной группе (классу) оно служит, т.е., в конечном счете, тип государства зависит от характера господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации.
Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур в целом и государственных организаций и учреждений в частности.
В то же время на этапе перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые предполагают одновременное существование элементов государства различных типов. Это государства исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого государственного аппарата и постепенное создание нового типа государства.
От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть.
Форма государства определяется, формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.
Форма правления — организация власти, характеризуемая ее формальным источником, определяемая законодательным путем, а также порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В соответствии с этим традиционно выделяются:
< монархия (абсолютная и конституционная);
< республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.).
Однако следует помнить, что понятие республика может распространяться на государства противоположного типа. Возможно деление форм правления и следующим образом: монархия, аристократия, демократия.
Форма государственного устройства определяет территориальное устройство государства, а также распределение функций между различными органами, внутреннюю структуру и динамику государственных институтов и характер взаимоотношений между его частями и государством в целом. Государства подразделяются на:
< унитарное — простое, единое государственное образование;
< федерация — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, имеющих наряду с собственными конституциями, законодательствами, правительствами, общесоюзную конституцию, законодательство, правительство, регламентирующие взаимоотношения на общей территории, жизнедеятельность всех составных частей;
< конфедерация — союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий (обычно внешнеполитических или военных). Это государственно-правовое объединение.
Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности. Выделяют следующие основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Детальному и всестороннему анализу политических режимов посвящена отдельная глава.
Кроме того, следует учитывать, что форма государства зависит от множества других факторов. Среди наиболее важных можно назвать следующие: соотношение классовых сил внутри государства; влияние внешних условий; исторический субстрат (т.е. совокупность унаследованных от прошлого государственных институтов, обычаев, традиций); геополитические условия; влияние личности выдающихся государственных деятелей.
Таким образом, характеристика конкретного государства предполагает указание его типа и формы, что и определяет специфику его деятельности.