Определение политического развития
2. Закономерности политического развития
Важный параметр политического развития
Политическое развитие - это переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной. К факторам, определяющим процессы политического развития, относится прежде всего уровень экономического развития страны. Высокий уровень экономического развития совпадает с политическим либерализмом. Для Латинской Америки, Азии, Африки, то есть для регионов со средним и низким уровнем развития, более характерен авторитаризм.
Закономерности политического развития прямо связаны с уровнем экономического благосостояния. Многие политологи подразделяют общества на следующие основные типы в соответствии с уровнем экономического и политического развития:
• традиционные, примитивные общества (56 долл. ВНП на душу населения);
• традиционные цивилизации (87 долл.);
• переходные общества (173 долл.);
• общества, совершившие "промышленные революции" (445 долл.);
• общества высокого потребления (1330 долл.).
Важным параметром политического развития является тенденция к достижению равноправия,которая характеризуется следующими чертами:
- непосредственное участие людей в политической деятельности либо через демократические институты;
- универсализация законов, которые становятся общими, применимыми ко всем членам общества без всяких различий и изъятий.
Кризисы политического
Развития
Создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции. Этот переход характеризуется кризисными явлениями, порожденными различными противоречиями, что обусловлено следующими причинами:
Первое. Процессы рационализации общественных отношений, утверждения универсальных принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективистские ценности, на господствовавшую картину мира, на самобытные традиции и обычаи, передававшиеся из поколения в поколение.
Второе. Рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни, социальному статусу, ожиданиям иустремлениям. Потребности и появление новых видов разделения труда вступают в противоречие с прежними политическими институтами, ориентирующимися на политическое единство общества и ценности социального равенства и коллективизма.
Типология кризисов
Кризис легитимности
Институциональный кризис
Кризис участия
Кризис легитимности. Возник в конце 80-х годов XX века в связи с переходом от тоталитаризма к демократии.
Преодоление кризиса легитимности, повышение доверия к институтам власти предполагает решение двух задач:
1) задачи реального улучшения материального положения основных социальных групп, что возможно благодаря поэтапному внедрению рыночных механизмов при обеспечении высокой степени социальной защищенности основных групп населения;
2) создание механизма преодоления социокультурных противоречий.
Необходимо определить те социальные группы, которые ориентируются на ценности рационализма и эффективности, которые поддерживают ценности социального равенства и социальной справедливости. Также необходимо создать относительно равные экономические возможности для представителей разных социокультурных ориентации через свободу выбора форм собственности.
Институциональный кризис в настоящее время переживает Россия в процессе формирования современной политической системы.
Процесс формирования нового политического порядка столкнулся с тем, что динамично растущее многообразие социальных интересов не нашло адекватных механизмов и структур их представительства в институтах власти. Целостность, нерасчлененноапь политических структур стала препятствием для выработки эффективного политического курса, интеграции нарастающего разнообразия социальных, экономических и политических интересов.
До конца преодолеть институциональный кризис путем формального разделения властей и закрепления их функций в новой Конституции страны не удалось - институциональный кризис связан с тем, что при формировании современной политической системы акцент сделан на достижение четкого разграничения властей, а механизмы их взаимодействия до сих пор работают крайне неэффективно.
Другим важным обстоятельством институционального кризиса является рыхлость, несформированность социальной структуры. В России процесс возникновения политических партий и общественных движений заметно обгоняет становление зрелой структуры интересов социальных групп. Преобладание маргинальных слоев в российском обществе осложняет процесс структурной дифференциации, лежащий в основе формирования его социальной структуры.
Партии и движения (кроме их руководящего аппарата) реально никого не представляют, потому вес их в политической жизни России крайне ограничен.
Все это позволяет сделать выводы: создание автономных политических институтов, реально представляющих социальные интересы групп и общностей, не может быть слишком быстрым; его нельзя подхлестывать, он должен проходить в естественном темпе.
Кризис участия. Переход к современной политической системе требует преодоления и кризиса участия. Политический процесс предполагает взаимодействие всех политических сил, а также взаимодействие власти и общества.
Разрешение кризиса участия предполагает последовательную интеграцию включающихся в политическую жизнь новых групп интересов посредством создания развитой системы социального представительства и политической коммуникации. Новые группы интересов должны иметь возможность заявлять власти о своих требованиях легально и организованно, что позволит правящей элите своевременно реагировать на них.
Политический процесс
1. Определение политического процесса
2. Термин "процесс"