Тема 13. Понятие политического развития, основные условия и виды политического развития

План

13.1. Определение политического развития.

13.2. Виды политического развития.

Литература

1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.

2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.

3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.

4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.

5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.

6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.

7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.

8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.

9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.

10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.

13.1. Политическое развитие – это процесс направленных и необходимых изменений в политической системе, определяемых собственно политическими потребностями, либо потребностями внешней социально-экономической и культурной среды.

· Условия успешного эволюционного политического развития:

1) способность политической системы обеспечить равенство политического участия традиционных и новых социальных групп;

2) рост компетентности политических, как правящих, так и оппозиционных элит;

3) возможность свободной конкуренции элит в борьбе за поддержку населением;

4) возможность контроля для рядовых граждан за своими избранниками;

5) своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперёд.

13.2. Виды политического развития:

Политическое развитие:

1) политическая модернизация;

2) политическая модификация;

3) политическая трансформация.

· Политическая модернизация (Самуэль Хантингтон): три процесса:

1. Рационализация политической власти.

2. Дифференциация новых политических функций и специализация новых политических функций, специализация политических структур.

3. Политические участие в политической жизни различных социальных групп населения.

· Политическая модификация. Основные процессы.

1. В системе государственных органов происходит перемещение центра власти к правительству либо непосредственно, либо посредством президента.

2. Отличается усиление централизаторских функций государственной власти.

3. Усиление регулирования партийной системы со стороны государства; принимаются специальные законы о партиях.

4. Развитие средств информации изменило политический процесс и подняло роль печати, телевидения, радио до уровня «четвёртой власти».

· Политическая трансформация. Возможные варианты:

1. Трансформация политических систем от тоталитаризма к демократии.

2. «Вестернизация».

· Характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлечённости рядовых граждан.

· Возможные варианты:

а) приоритет конкуренции элит над участием рядовых граждан;

б) повышение роли конкуренции элит;

г) доминирование политического участия населения;

д) одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс.

Тема 14. Средства массовой информации и политика

План

14.1. Понятие и функции СМИ.

Литература

1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.

2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.

3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.

4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.

5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.

6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.

7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.

8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.

9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.

10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.

14.1. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

К СМИ относятся:

- пресса;

- массовые карманные справочники;

- радио;

- телевидение;

- кино и звукозапись;

- видеозапись.

Средства массовой информации называют «четвёртой властью», потому что в условиях свободы информации они играют огромную роль в обществе.

СМИ:

- держат общественность в курсе событий;

- сообщают разные точки зрения;

- обеспечивают гласность и защиту прав людей;

- способствуют распространению культуры в обществе;

- оказывают воздействие на создание и поведение людей.

· Правила отбора материалов в СМИ.

1. Приоритетность (действительная или) и привлекательность темы для граждан.

2. Неординарность фактов.

3. Новизна фактов.

4. Политический успех.

5. Высокий общественныё статус.

· СМИ пользуется двумя основными способами распространения информации:

- последовательный – чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещает в статьях и других публикациях ту или иную проблему;

- фрагментарная подача информации – особенно распространена на телевидении. Фрагментарный способ подачи информации («давление визуальности») ориентирован на передачу главным образом визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ информации.

Наши рекомендации