Механизм функционирования власти

2 крайних метода функционирования власти: убеждение и принуждение.

Государственное принуждение – это физическое, материальное, психическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле закона.

Одним из основных качественных показателей власти является наличие безопасности в стране.

Важнейшие аспекты безопасности:

1) военный аспект (эффективная защита членов общества от посягательств);

2) правовой аспект (реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны других государств);

3) экологический аспект (охрана природной среды обитания человека);

4) технологический аспект (отсутствие отставания от других стран по уровню развития науки, техники, организации производства);

5) информационный аспект (возможность получения адекватной разносторонней информации всеми членами общества).

Существует видимая, явная власть (Президент, Премьер, Правительство и т.д.) и невидимая, скрытая власть (криптополитика), поскольку сама видимая, зримая власть кем-то управляется (силовым блоком, олигархией и т.п.)

Таким образом, власть выполняет различные функции и в конечном итоге достигает определенного момента, когда в стране назревают определенные качественные преобразования.

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сущность и структура политической системы

Содержательный анализ основных элементов политической системы

Одна латинская пословица гласит: Храни порядок, и порядок тебя сохранит.

Дэвид Истон, политолог, автор таких книг как «Политическая система», «Предмет политического анализа» и др. предложил следующую схему.

Политическая система – это саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, реагирующий на поступающие импульсы в виде поддержек и требований (распределительские требования, зарплата, условия получения образования, различных услуг, регулировочные требования (об обеспечении безопасности, о контроле за рынком) и т.д.)

У всякой политической системы есть выход. В результате ее функционирования на выход поступают какие-либо решения и политические действия. На выходе мы получаем:

1) установленные правила (законодательная деятельность);

2) применение правил (исполнительная деятельность);

3) формализация правил (в одном случае придание им юридического значения, в другом издание инструкций, приказов и т.д.);

4) непосредственный выход информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики).

Политическая система, таким образом, открыта, подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.

Политическая система – это комплекс институциональных образований, которые выявляют интересы и потребности социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории.

В УрГУ (Цыдищев, Файзрахманов) выработали свое определение:

Политическая система – это целостная упорядоченная совокупность государственных и негосударственных институтов, политических, социальных, правовых, идеологических норм, установок, политического режима конкретного общества.

Для сложившейся и функционирующей в обществе политической системы характерны следующие черты:

1. устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни;

2. упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития;

3. наличие культурного основания, представляющего собой общность убеждений, ценностей, принятых всеми членами общества;

4. совместное реагирование всех элементов политической системы на внешние воздействия.

Типологию политических систем можно проводить по различным основаниям. Например, классификация на тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.

В структуре политической системы принято выделять следующие элементы:

1) институциональный блок (организации и учреждения);

2) нормативный блок (правовые, моральные нормы, политические традиции и др.);

3) функциональный блок (формы и направления политической деятельности, политические процессы, способы и методы осуществления власти);

4) коммуникативный блок (информация, объединяющие всё связи);

5) идеологический блок (различные идеи, концепции, теории, взгляды).

Факторы, обеспечивающие эффективную деятельность политической системы:

· полнота и качество информации, влияющие на определение стратегии действия;

· скорость ответа системы на воздействие внешней среды;

· результат коллективного действия всех элементов системы.

Наши рекомендации