Тема: введение в политологию.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ.
- Зарождение, развитие знаний о политике.
- Политика как общественное явление.
Древнегреческий политический деятель Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, зато все могут ее судить».
К 1880г. относится учреждение политической науки как науки вузовской. Совет правления Колумбийского колледжа (ныне Колумбийский университет в США) санкционировал введение такой науки с целью подготовки соответствующих кадров. В России это впервые было намного позже, когда при МГУ открылась Школа политических и нравственных наук.
В 1949г. при ЮНЕСКО сформирована Международная Ассоциация политических наук.
В 17 веке на Урал, когда еще не было г. Екатеринбурга, в г. Тобольск был сослан Юрий Крыжанич, написавший в ссылке книгу о политологии. С его точки зрения, это важнейшая наука, т.к. объясняет, «как должны жить короли».
Принципиальное значение для формирования политологии имели теоретические разработки немецких мыслителей: К. Маркса, М. Вебера.
Карл Маркс:
· завершил начавшийся в науке поворот к изучению классов и классовой борьбы
· проанализировал взаимодействие социально-экономических и политических процессов,
· переход к новому обществу связывал с пролетарской революцией
· широко использовал диалектический метод в изучении общественных процессов.
Макс Вебер:
· в отличие от Маркса ориентировался на эволюционный путь преодоления общественных противоречий и многовариантное развитие общества. Н. Бердяев писал: «Революция – это экологическая катастрофа, которая приходит к нам, не спрашивая нас». Если у политического руля страны находится тот, кто не знает проблем и интересов общества, то только в этом случае вызревает и взрывается революция
· полагал, что политическое поведение людей определяется не только их классовой принадлежностью, но и религиозными, этническими, территориальными и др. интересами
· предложил типологию легитимного господства
· положительно оценивал правовое государство, но предупреждал о возможности быстрой бюрократизации общества.
На сегодня сложилось 2 школы политологии: европейская и американская, которой присущ прагматичный подход.
Российские ученые в области политологии: философ, гегельянец Б.Н. Чичерин, М.В. Остроградский, Н.А. Бердяев, Г.В. Плеханов и др. К числу американских ученых принадлежит Толкотт Парсонс.
Этимология слова. В переводе с древнегреческого политика – «государственные или общественные дела», логос – «учение, наука». Таким образом, политология – учение о политике.
Политология – наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.
Объект политологии: политические отношения, складывающиеся в обществе. Предмет политологии: закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.
Политология связана с политической философией, политической социологией и др. науками. Функции политологии:
1) теоретико-познавательная;
2) методологическая;
3) регулятивная;
4) прогностическая;
5) мировоззренческая.
Аристотель, ученик и критик Платона, наставник Александра Македонского, считал демократию несовершенной формой государственного режима (вопрос на зачете – почему?), а самой идеальной считал политию, т.к. в ней широко развит средний класс, которому Аристотель уделял особое внимание.
Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда в результат усилившейся социальной, этнической, религиозной дифференциации в обществе начинают возникать противоречия, которые старые регуляторы отношений преодолеть не могут. Потребность в возникновении новых регуляторов возникает в процессе возникновения новых отношений.
Функции политики
· поддержание общественного порядка;
· достижение гражданского мира и согласия между различными социальными группами;
· обеспечение прав и свобод граждан;
· обеспечение социальной справедливости;
· формирование политического сознания граждан посредством политического просвещения.
Классификация политики
По объекту воздействия:
1) внутренняя политика;
2) внешняя политика
По сферам общественной жизни:
1) экономическая политика;
2) социальная политика;
3) национальная политика;
4) культурная политика и др.
По главной цели:
1) политика нейтралитета;
2) политика доверия;
3) политика большого скачка и др.
В содержании политики принято выделять следующие структурные элементы:
1. политическое сознание;
2. политические организации;
3. политические отношения.
В природе высшей формой отражения является сознание. Можно выделить 2 уровня отражения в политическом сознании:
1) психология (низший уровень);
2) идеология (высший уровень).
Отличия психологии и идеологии:
· в идеологии отражение процессов происходит на уровне сущности, в психологии – на уровне явления;
· отличие в форме отражения: в идеологии – в форме идей, концепций, программ, в психологии – в форме эмоций, традиций, привычек, настроений;
· отличие в механизме образования: идеология разрабатывается специально созданными институтами и специально подготовленными людьми, психология складывается стихийно.
Политика и право
Общность политики и права
1) у них единые причины и истоки формирования. Это своеобразные реакции общества на чрезмерное неравенство людей, грозящее катаклизмами;
2) содержание политики и права определяется системой единых природных, социальных и национально-культурных факторов;
3)политика и право выполняют регулятивные функции.
Различия политики и права
1) по целевой направленности: политика направлена на завоевание власти, право – на обеспечение справедливости
2) по способу формирования: политика формируется в процессе деятельности больших масс людей, право формируется государством, системой его представительных, исполнительных органов;
3) по содержанию: состав политики отличается большим разнообразием
Политика и мораль
Политика и мораль претендуют на защиту общего блага людей, на обеспечение их общих интересов.
Различия:
1) мораль опирается на силу общественного мнения, политика – на силу принуждения;
2) непосредственным источником политики являются интересы больших масс людей, морали – коллективные ценности, следуя которым вряд ли достигнешь личных выгод;
3) политика ситуативна, ориентируясь на успех, она учитывает реальные обстоятельства; моральные требования универсальны и, как правило, не зависят от конкретной обстановки.
В условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности и пронизана нормами морали, но по уровню демократического развития Россия и США на разных ступенях, причем в этом развитии США ушли дальше, другое дело моральное развитие, в котором Россия выше (вспомним, например, ситуацию с Б. Клинтоном и М. Левински).
Война компроматов, сведение счетов, дискредитация – все это позволяет назвать политику грязной во время проведения выборов и референдумов. Пример: Ю.И. Скуратов.
Тамерлан сказал бы так: «целые народы пришли бы в ужас, узнав, какие люди, с точки зрения морали, управляют ими».
За время реформ Б.Н. Ельцина образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Наведение порядка во власти, коррупция, непрофессионализм, бессилие, неумение накормить армию и сделать службу в ней престижной и многое другое.
От продажи 54% государственных предприятий в России в казну поступило 5 миллиардов долларов США; в то время как за тот же период в Великобритании было приватизировано 3% предприятий, а в казну поступило 65 миллиарда долларов США.
Один из ведущих американских консультантов, приглашенных в Россию, Джефри Сагз сделал такое заявление: «Главное, что поразило нас, это колоссальный разрыв между риторикой политических реформаторов и их реальными действиями и, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме, оно сочло, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы побольше денег и побыстрее, это не шоковая терапия, это злостное, хорошо продуманное имеющее цель широкомасштабное перераспределение богатств страны в интересах узкой группы людей».
Политика, таким образом, - это сложное социальное явление. Она играет важную роль в решении вопросов, возникающих в жизни общества.
Ресурсы власти
Ресурсы власти – это средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти.
Различают следующие виды ресурсов власти:
1) экономические (материальные средства, необходимые для производства и потребления);
2) социальные (способность повышать или понижать социальный статус);
3) информационные (знания, информация, средства их получения и распространения);
4) силовые (оружие, аппарат принуждения);
5) демографические (ресурсы, создающие другие ресурсы).
Однажды к Конфуцию пришел ученик и спросил «что нужно сделать, чтобы власть была крепкой?», на что мыслитель ответил: «Для этого надо 1) накормить народ, 2) вооружить его, 3) народ должен уважать власть». Тогда любопытный ученик поинтересовался: «А без чего можно обойтись?» Конфуций ответил «народ может сам себя прокормить, вооружиться, но если он не уважает власть, то она никогда не будет крепкой».
Т. Парсонс писал, что власть в жизни общества играет такую же большую роль, как и деньги в сфере экономики.
В современных цивилизованных обществах источником власти выступают интересы определенной группы людей, которые выражает эта власть, причем чем шире эта группа, тем устойчивее и крепче власть.
В менее развитых обществах интересы определенной группы могут сливаться с мифами (например, миф о коммунизме, который можно будет достигнуть, по мнению Н.С. Хрущева, через 20 лет).
Политическая власть – это наиболее существенный вид власти. Политическая власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью субъектов подчинять своей воле волю других субъектов. Это понятие более широкое, т.к. включает партийную власть, государственную власть, парламентскую власть и т.д.
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Политическая система – это целостная упорядоченная совокупность государственных и негосударственных институтов, политических, социальных, правовых, идеологических норм, установок, политического режима конкретного общества.
Для сложившейся и функционирующей в обществе политической системы характерны следующие черты:
1. устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни;
2. упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития;
3. наличие культурного основания, представляющего собой общность убеждений, ценностей, принятых всеми членами общества;
4. совместное реагирование всех элементов политической системы на внешние воздействия.
Типологию политических систем можно проводить по различным основаниям. Например, классификация на тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.
В структуре политической системы принято выделять следующие элементы:
1) институциональный блок (организации и учреждения);
2) нормативный блок (правовые, моральные нормы, политические традиции и др.);
3) функциональный блок (формы и направления политической деятельности, политические процессы, способы и методы осуществления власти);
4) коммуникативный блок (информация, объединяющие всё связи);
5) идеологический блок (различные идеи, концепции, теории, взгляды).
Факторы, обеспечивающие эффективную деятельность политической системы:
· полнота и качество информации, влияющие на определение стратегии действия;
· скорость ответа системы на воздействие внешней среды;
· результат коллективного действия всех элементов системы.
Сущность терроризма
Можно сделать вывод: терроризм – это порождение кризиса системы современного миропорядка в глобальном мире и кризиса власти в национальном мире. Его нынешний всплеск – это беда и вина современной цивилизации.
Если с терроризмом бороться неграмотно, то он:
1) порождает беспричинный страх;
2) может привести к превращению жертвы в преступника, что выражается в практике внесудебных расправ над теми, кто, по мысли жертвы, причастен к терроризму.
Направления борьбы с терроризмом:
1) необходимо нейтрализовать, вплоть до физического уничтожения, реальных участников террактов и их пособников;
2) лишить терроризм каких бы то ни было материальных источников, перекрыть каналы финансирования, ликвидировать центры подготовки террористов;
3) организовать демократическое информирование населения обо всем, что связано с терроризмом, его проявлениями и борьбой с ним;
4) уменьшить число сторонников террористической идеи;
5) устранить причины, порождающие терроризм, – экономические, социальные, культурные и другие.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ.
- Зарождение, развитие знаний о политике.
- Политика как общественное явление.
Древнегреческий политический деятель Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, зато все могут ее судить».
К 1880г. относится учреждение политической науки как науки вузовской. Совет правления Колумбийского колледжа (ныне Колумбийский университет в США) санкционировал введение такой науки с целью подготовки соответствующих кадров. В России это впервые было намного позже, когда при МГУ открылась Школа политических и нравственных наук.
В 1949г. при ЮНЕСКО сформирована Международная Ассоциация политических наук.
В 17 веке на Урал, когда еще не было г. Екатеринбурга, в г. Тобольск был сослан Юрий Крыжанич, написавший в ссылке книгу о политологии. С его точки зрения, это важнейшая наука, т.к. объясняет, «как должны жить короли».
Принципиальное значение для формирования политологии имели теоретические разработки немецких мыслителей: К. Маркса, М. Вебера.
Карл Маркс:
· завершил начавшийся в науке поворот к изучению классов и классовой борьбы
· проанализировал взаимодействие социально-экономических и политических процессов,
· переход к новому обществу связывал с пролетарской революцией
· широко использовал диалектический метод в изучении общественных процессов.
Макс Вебер:
· в отличие от Маркса ориентировался на эволюционный путь преодоления общественных противоречий и многовариантное развитие общества. Н. Бердяев писал: «Революция – это экологическая катастрофа, которая приходит к нам, не спрашивая нас». Если у политического руля страны находится тот, кто не знает проблем и интересов общества, то только в этом случае вызревает и взрывается революция
· полагал, что политическое поведение людей определяется не только их классовой принадлежностью, но и религиозными, этническими, территориальными и др. интересами
· предложил типологию легитимного господства
· положительно оценивал правовое государство, но предупреждал о возможности быстрой бюрократизации общества.
На сегодня сложилось 2 школы политологии: европейская и американская, которой присущ прагматичный подход.
Российские ученые в области политологии: философ, гегельянец Б.Н. Чичерин, М.В. Остроградский, Н.А. Бердяев, Г.В. Плеханов и др. К числу американских ученых принадлежит Толкотт Парсонс.
Этимология слова. В переводе с древнегреческого политика – «государственные или общественные дела», логос – «учение, наука». Таким образом, политология – учение о политике.
Политология – наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.
Объект политологии: политические отношения, складывающиеся в обществе. Предмет политологии: закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.
Политология связана с политической философией, политической социологией и др. науками. Функции политологии:
1) теоретико-познавательная;
2) методологическая;
3) регулятивная;
4) прогностическая;
5) мировоззренческая.
Аристотель, ученик и критик Платона, наставник Александра Македонского, считал демократию несовершенной формой государственного режима (вопрос на зачете – почему?), а самой идеальной считал политию, т.к. в ней широко развит средний класс, которому Аристотель уделял особое внимание.
Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда в результат усилившейся социальной, этнической, религиозной дифференциации в обществе начинают возникать противоречия, которые старые регуляторы отношений преодолеть не могут. Потребность в возникновении новых регуляторов возникает в процессе возникновения новых отношений.