Введение в политологию. Билеты

Введение в политологию. Билеты

Билет №1

Билет №2

Патрон-клиентские отношения и их роль в политических карьерах

Билет №3

Билет №4

Варианты политических карьер в демократических обществах

Билет №5

1. Политическое лидерство в рамках номенклатуры, примеры

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная) . Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.

Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

Классификация политических партий.

Существующие сейчас политические партии по организационной структуре

можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

*Организационно оформленные:

В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.

*Организационно неоформленные:

В партиях этого типа нет официального членства ( состояния в партии ), а для того что бы считаться членом такой партии достаточно что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

По характеру доктрин партии делятся на :

· революционные,

· реформаторские,

· консервативные,

· реакционные.

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

· государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);

· авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

· парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

Существует классификация партий по критерию организационной структуры:

1. централизованные;

2. децентрализованные;

3. кадровые;

4. массовые;

партии с формально определенными принципами членства;

партии со свободным членством.

По виду партийного руководства партии бывают:

1. коллективного руководства;

2. коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

3. личностного руководства;

4. харизматического руководства;

5. консенсуального руководства.

Билет №6

  1. Традиционное лидерство в современных условиях. Хуан Карлос I: политическая биография

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер.

Хуан Карлос 1.

В Испании любят говорить, что если бы Хуан Карлос не был королем, но выдвинул свою кандидатуру в президенты страны, он был бы избран подавляющим большинством голосов и переизбирался бы столько сроков, сколько он пожелал бы и сколько позволила бы Конституция. С другой стороны, именно мудрая склонность к гибким компромиссам и умение в максимальной степени выразить интересы самых разных слоев общества, свойственная лишь редким политикам, позволила испанскому монарху укрепить правящую ныне династию, что выглядит в современной Европе беспрецедентным явлением.

При этом стоит отметить, что незаурядный политический талант Хуана Карлоса проявился не сразу. На протяжении долгого времени ему этот дар приходилось, как он сам признавал позже, скрывать, прикидываясь более "простым", чем он был на самом деле, так как он очутился в непростом положении. С одной стороны, он преклонялся перед отцом, законным наследником на испанский престол доном Хуаном де Борбон, который был неприемлем для диктатора Франко из-за своих либеральных идей, а потому жил в изгнании в Португалии. С другой стороны, получивший воспитание и образование в Испании тогдашний принц практически был назначен Франко претендентом на трон.

При таком раскладе, когда и монархисты были против принца, демократические силы относились к нему крайне негативно, а сторонники диктатора не очень доверяли ему, считая его излишне либеральным, шансы этого представителя династии испанских Бурбонов на признание в Испании как монарха казались ничтожными.

Но Хуану Карлосу не только удалось добиться признания испанцев. Со временем он, внук свергнутого в 1931 году короля Альфонса XIII, стал, пожалуй, наиболее уважаемым за всю историю Испании монархом.

Особенно ярко - и для некоторых неожиданно, - проявились его политические способности в драматический для страны момент, когда после кончины Франко 20 ноября 1975 года Испания оказалась на трудном историческом перепутье.

Большая часть испанцев стремились к демократии, к тому, чтобы покончить с диктаторскими порядками и занять достойное место в сообществе народов, в чем им было отказано при жизни Франко. Меньшинство, имевшее однако сильные позиции в государственном аппарате и силовых структурах, противились этому, опасаясь реванша со стороны "побежденных" в гражданской войне 1936-1939 годов. Народ хлынул на улицы, требуя свободы и демократии. Конфронтация была чревата самыми грозными последствиями.

Именно Хуану Карлосу, опиравшемуся на подобранную им мощную команду политиков, путем неимоверно сложных и тонких политических ходов удалось добиться общего языка между реформистскими силами, родившимися в недрах франкистской системы, и оппозицией этой системе, включая левые партии, а также нейтрализации противников перемен, прежде всего в армии, с которой он тесно связан, так как проходил в ней военное обучение и является офицером всех трех родов войск.

Благодаря этому стал возможен демонтаж диктаторского строя и переход к созданию политических и государственных структур современной демократии. Это позволило стране, в которой многие страшились даже повторения братоубийственной бойни, избежать травматического перехода к современным демократическим структурам.

А потому, когда испанцы на референдуме 1978 года подавляющим большинством голосов одобрили предложенный им проект новой Конституции, они одновременно проголосовали за конституционную парламентскую монархию во главе с королем Хуаном Карлосом.

Особенно трудным испытанием для Испании стала попытка военного переворота 23 февраля 1981 года, когда жандармский подполковник Техеро захватил здание испанского парламента, где находись все депутаты и почти все министры, а в Мадриде, Валенсии и других городах часть вооруженных сил поддержали мятежников. Ход событий переломило решительное вмешательство короля Хуана Карлоса, который, выступив в качестве верховного главнокомандующего армией и пустив в ход свой огромный авторитет среди военных, заставил восставшие войска вернуться в казармы.

Этот эпизод окончательно укрепил позиции короля не просто как главы испанского государства, но и как верховного арбитра судеб страны.

Хотя по Конституции испанский монарх не правит, а только "царствует", влияние короля Хуана Карлоса на испанскую жизнь огромно. Это влияние не является прямым и непосредственным. Оно проявляется в том, что король и возглавляемая им монархия выступают как гаранты стабильности, которая при всех существующих в Испании немалых сложностях и проблемах, обеспечивает мирное развитие страны. Благодаря во многом личному вкладу Хуана Карлоса Испании удалось за минувшие четверть с лишним века совершить гигантский скачок вперед и войти на равных правах в мировое содружество цивилизованных и развитых народов.

  1. Социалистическая идеология, ее эволюция.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.[1] Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства.

Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

1. отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

2. утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права частной собственности на средства производства.

Передача собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.

На сегодняшний момент в социализме существует три основных направления: анархизм, реформизм и марксизм

По мнению анархистов, при государственном социализме сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда и большинство других проблем, за которые социалисты критикуют капитализм, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства. Марксисты иногда говорят о «засыпающем государстве» в обществе, где объективный процесс ликвидации частной собственности уже идёт, но классы всё ещё существуют (что, по мнению большевиков, и обуславливает необходимость существования диктатуры пролетариата).

По мнению И.В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники»

Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:

1. Уничтожение или ограничение частной собственности;

2. Всеобщее равенство;

В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:

1. упразднение частной собственности при сохранении личной

2. замена капиталистических предприятий кооперативами

3. создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты)

4. создание государственной системы социального обеспечения

Билет №7

Типы партийных систем

Под партийной системой обычно понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют три основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

Возникновение многопартийных систем обусловлено многими факторами: а) сильная социальная дифференциация общества, б) наличие идеологических и религиозных различий, в) специфика исторического развития общества, г) национальные и этнические различия, д) институционные различия (система выборов).

Положительной стороной многопартийной системы можно считать многокрасочность политического спектра, более широкие возможности для избирателей выбора политических направлений. Однако многопартийные системы обладают и рядом недостатков плохо выполняются функции агрегирования интересов, отсутствует стабильность большинства в парламенте, что ведет к нестабильности правительства.

Двухпартийные системы характеризуются чередованием у власти двух основных партий и отсутствием коалиций. Наиболее классический вариант бипартизма встречается в англосаксонских странах - Великобритании, Австралии, США. Многие политологи считают, что двухпартийная система более эффективна, чем многопартийная. Прежде всего, в условиях бипартизма упрощается процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Избиратели непосредственно выбирают политические цели и руководителей. Победившая партия более адекватно отражает интересы большинства. Отсутствие коалиций обеспечивает большую стабильность, безкризисность правительства.

Некоторые политологи выделяют в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока.

Понятие и типы легитимности

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

- харизматическая легитимность , складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Билет №8

Харизматическое лидерство

Харизматичное лидерство. Данный тип лидерства основывается на вере масс в особенные качества и способности к правлению отдельных лидеров. Такой правитель в глазах своих сторонников и подданных наделен надчеловеческой магической силой. Согласно Максу Веберу харизматичное лидерство возникает в критические периоды развития общества.

При этом лидер должен обладать определенными способностями. А.П.Слоун сформировал набор необходимых качеств и умений руководителя:

1) умение управлять (постоянное взаимодействие опыта, знаний, воображения);

2) склонность к самосовершенствованию;

3) открытость мышления (стремление к объективному анализу);

4) смелость (готовность идти на риск, рассчитав его цену);

5) справедливость (принятие во внимание прав человека и полномочий других организаций);

6) принципиальность (способность отстаивать свою точку зрения);

7) лояльность (деятельность в рамках закона, приоритет интересов дела).

Вышеуказанные качества должны присутствовать в подходах «эффективного» лидера.

Билет №13

1. Определения гражданского общества

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки:

  1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  2. Развитая демократия;
  3. Правовая защищённость граждан;
  4. Определённый уровень гражданской культуры.

Г. Гегель, немецкий философ

Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, т. к. в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

Философские постулаты

· Гражданское общество — это общество негосударственного типа. В современном понимании гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

· Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.

· Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами.

· Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений.

· Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.

· Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом.

Функции гражданского общества:

Ø Защита частных сфер жизни людей.

Ø Сдерживание политической власти от абсолютного господства.

Ø Стабилизация общественных отношений и процессов.

Ø

Харизматики-охранители

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

Среди известных истории харизматических личностей — пророк Мухаммад, Будда и Христос. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Ленин, Сталин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Билет №14

Билет №16

Введение в политологию. Билеты

Билет №1

Наши рекомендации