Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

Факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

Кафедра политологии

казанцев д.а.

Политология

учебно-методический комплекс

(для студентов очной формы по специальностям 440304 «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)»; 051000 (62 12345) «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» и студентов заочной формы по специальностям 500303 «История искусства»; 051000 (62 12345) «Профессиональное обучение (декоративно – прикладное искусство и дизайн)»)

Барнаул-2015

Политология: учебно-методический комплекс

преподаватель, Казанцев Д.А. Политология: учебно-методический комплекс. – Б.: Издательство АлтГУ, 2015. – 45 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Политология» предназначен для студентов (слушателей) специальностей «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)»; «История искусства». Данный курс является составной частью государственного образовательного стандарта для студентов (слушателей) указанных специальностей. Курс состоит из 21 тем, по каждой из которых предлагаются программное содержание, планы семинарских занятий, тематика письменных работ, вопросы для самоконтроля, а также список обязательной и рекомендуемой литературы.

Введение

Цели и задачи дисциплины. Основной целью курса политологии является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор.

Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

– ознакомить студентов с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований;

– дать знание студентам об основных этапах развития политической мысли, ее ведущих направлениях в ХХ веке, показать связь политической науки и других гуманитарных дисциплин;

– обеспечить усвоение студентами основных категорий политологии и умение оперировать ими; ознакомить студентов с сущностью и функциями основных политических институтов. Научить студентов оценивать элементы политической системы общества и политического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития;

– сформировать понимание важности общественной роли человека и гражданина в политическом процессе в целом, и в процессе общественного управления, в частности, а также реализации его политических прав и свобод;

– обеспечить понимание студентами своеобразия политической системы России, ознакомить их с особенностями российского государства, со спецификой взаимодействия общества и власти, с характеристиками партийной и избирательной систем современной России, с основными чертами российской политической культуры;

– научить студентов ориентироваться в современной международной политической жизни, видеть перспективы развития мировых процессов и место России в них;

- выработать навыки анализа политических процессов и политического знания.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Основные знания, приобретаемые студентами в ходе изучения политологии:

– знание политических идеологий и концепций выдающихся политических мыслителей;

– усвоение важнейших категорий политологии и их взаимосвязи;

–знание основных политических процессов и субъектов политической деятельности;

– знание основных политических институтов и их типологии;

– знание основных характеристик политической системы, политического режима и политических процессов в России;

- знание основных тенденций и закономерностей в мировой политике.

Основные навыки, приобретаемые студентами, в результате изучения политологии:

– умение выявлять преемственность политических идей;

– навык классификации политических концепций и партийных политических платформ;

– умение анализировать политические концепции;

– умение применять категории политологии в ходе анализа политических систем конкретных государств, прежде всего, современной России;

– навык типологизации политических систем, государств, политической культуры, оснований легитимности политической власти, политических партий, партийных систем, политических лидеров конкретных обществ.

Организация самостоятельной работы студентов. В основе самостоятельной работы студентов лежит регулярные занятия по подготовке к семинарским занятиям и подготовка к прохождению «контрольных точек». Предусматриваются такие виды контрольных точек, как коллоквиум, письменная работа, доклады, рефераты, тесты.

1. Программа учебной дисциплины

1.1 Учебно-тематический план по специальности 440304 «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)»

  №   Раздел и темы всего лекции практ. занятия ссамос. работа
I. Введение в политологию
Политология как наука и учебная дисциплина -
II. Политика и ее социальные основы
Политика как общественное явление -
Политическая элита -
Политическое лидерство -
Гражданское общество -
III. Формирование и функционирование политической власти
Политическая власть -
Политическая система общества -
Политические режимы. Теория демократии -
Избирательные системы -
IV. Политические институты
Государство как политический институт -
Политические партии и партийные системы -
Общественно-политические движения и организации -
V. Личность и неинституциональные основания политики
Личность в политических отношениях и процессах -
Политическая социализация -
Политическое сознание и политические идеологии -
Политическая культура -
VI. Политические процессы
Понятие политического процесса -
Политическая модернизация и демократизация -
Политические конфликты и кризисы -
Международные политические процессы -
  Внешняя политика -
  ИТОГО
             

1.2 Учебно-тематический план по направлению 051000 (62 12345) «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)»

  №   Раздел и темы всего лекции практ. занятия ссамос. работа
I. Введение в политологию
Политология как наука и учебная дисциплина -
II. Политика и ее социальные основы
Политика как общественное явление -
Политическая элита -
Политическое лидерство -
Гражданское общество -
III. Формирование и функционирование политической власти
Политическая власть -
Политическая система общества -
Политические режимы. Теория демократии -
Избирательные системы -
IV. Политические институты
Государство как политический институт -
Политические партии и партийные системы -
V. Личность и неинституциональные основания политики
Личность в политических отношениях и процессах -
Политическая социализация -
Политическое сознание и политические идеологии -
Политическая культура -
VI. Политические процессы
Понятие политического процесса -
Политическая модернизация и демократизация -
Политические конфликты и кризисы -
Международные политические процессы -
  Внешняя политика -
  ИТОГО
             

1.3 Учебно-тематический план по специальности 051000 (62 12345) «Профессиональное обучение (декоративно – прикладное искусство и дизайн)»

  №   Раздел и темы всего лекции практ. занятия ссамос. работа
I. Введение в политологию
Политология как наука и учебная дисциплина -
II. Политика и ее социальные основы
Политика как общественное явление -
III. Формирование и функционирование политической власти
Политическая власть -
Политическая система общества -
Избирательные системы -
IV. Политические институты
Государство как политический институт -
  ИТОГО
             

1.4 Учебно-тематический план по специальности 500303 «История искусства»

  №   Раздел и темы всего лекции практ. занятия ссамос. работа
I. Введение в политологию
Политология как наука и учебная дисциплина -
II. Политика и ее социальные основы
Политика как общественное явление -
III. Формирование и функционирование политической власти
Политическая власть -
Избирательные системы -
IV. Политические институты
Государство как политический институт -
  ИТОГО
             

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ

Методические указания

Данная тема имеет важное значение для понимания того, каким образом будет осуществляться освоение учебного курса. Целью темы является формирование представления об этапах становления, объекте, предмете, методах и функциях политической науки, Особое внимание уделяется структуре и взаимоотношению политологии с различными сферами общественной жизни. Важно выделить те условия и факторы, которые способствовали становлению политологии как современной науки и учебной дисциплины.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется специфика политологии как самостоятельной науки?

2. Почему политологию принято подразделять на теоретическую и прикладную?

3. Какое значение имеет изучение политологии для приобщения к демократическим ценностям?

4. Какова связь политологии с теми науками, которые являются профилирующими на вашем факультете?

5. Каким образом складывалась судьба политической науки в России?

6. Каковы роль и значение политологии в современном обществе?

Темы рефератов

1. Возникновение политической науки в Западном мире.

2. Становление и развитие политологии в СССР и России.

Основная литература

Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999; Политическая наука: новые направления. М., 1999;Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. М, 2004; Гл.1.§2; Политология: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.1; Политология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001. Тема 1; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Раздел1; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема 1. §1; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.1.

Дополнительная литература

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политология: Хрестоматия. СПб., 2006; Баталов В.Я. Восхождение к политической науке // ОНС. 2005. №3; Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Воробьев Д.М. Политология в СССР: формирование и развитие научного сообщества // Полис. 2004. №4; Воробьев Д.М. Развитие политологического сообщества в постсоветской России // Полис. 2004. №6; Ильин М.В. Десять лет академической политологии – новые масштабы научного знания // Полис. 1999. №6; Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Политология: Хрестоматия. СПб., 2006; Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политологии как науки // ВМУ. Сер. 12. 1998. №5; Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993; Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (материалы научного семинара) // Полис. 2006. №1; Хэйвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов М., 2005. Часть I. §1.

Методические указания

Первая тема настоящего раздела предполагает формирование целостного представления о сущности и природе политики. Достижению этой цели будет способствовать обращение к концепциям мыслителей ХХ века, поднимающих проблему понимания «политического». Важно зафиксировать многозначность понятия «политика», обратить внимание на сущностные свойства политики, ее конфликтный характер, социальные функции, а также ее взаимосвязь с групповыми интересами и другими сферами жизнедеятельности общества и человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в жизни общества играет политика?

2. Применимо ли к политике выражение «Цель оправдывает средства»?

3. Известный древнегреческий государственный деятель и военачальник Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Как бы вы истолковали слова Перикла?

4. Каков смысл выражения О. Шпенглера: «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика»?

5. В чем заключается инструментальное свойство политики?

6. Кто из мыслителей усматривал суть политики в отношениях «друг-враг»?

7. В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

Темы рефератов

1. Политика как наука и искусство.

2. Соотношение политики и права.

3. Мораль и политика.

4. Выдающиеся мыслители о политике.

Основная литература

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997; Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. М, 2004; Гл.1.§1; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема II; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.3; Хэйвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов М., 2005. Часть I. §1.

Дополнительная литература

Капустин Б.Г. Различия и связь между политической и частной моралью (мораль – политика – политическая мораль) // Вопросы философии. 2001. № 9; Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении // ОНС. 2007. №1; Притчина Е.В. Политика как социальное явление // Вопросы политологии. Вып. 1. Барнаул, 1999; Соловьев А.И. Политика и мораль // Вестник Московского университета. Сер. 12. 1996. № 1; Шапиро Я. Моральные основания политики // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 1.

Тема 3. Политическая элита

Понятие «элита» и «политическая элита». Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето о сущности, составе и роли элит. «Железный закон олигархической тенденции» Р. Михельса. Основные черты политической элиты и ее структура. Функции политической элиты. Системы рекрутирования политической элиты: система гильдий, антрепренерская система.

Понятие «властвующая элита». Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая элита, культурная, научная, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты.

Политическая элита современной России. Проблемы формирования новой политической элиты. Сращивание бюрократии и бизнес-элиты.

Методические указания

Данная тема фиксирует внимание на важнейшем компоненте социальных оснований политики – политической элите. Важно понять роль политической элиты в реализации групповых интересов, для чего следует обратиться к авторитетным интерпретациям самого понятия элиты, ее политического характера, способов формирования и методов реализации ею групповых интересов. Обратите внимание на специфику отечественных процессов рекрутирования элит, ее модернизации в последние десятилетия, проблему формирования эффективной элиты на современном этапе развития России.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую закономерность отражает «железный закон олигархии» Р. Михельса?

2. Как соотносятся понятия «элита» и «господствующий класс», «правящая элита» и «политическая элита»?

3. Какие существуют системы рекрутирования политических элит?

4.Чем отличаются концепции элиты В. Парето и Г. Моска?

5. Каковы особенности рекрутирования политической элиты в современной России?

Темы рефератов

1. Современные концепции элиты.

2. Политическая элита современной России: штрихи к портрету.

3. «Железный закон олигархической тенденции» Р. Михельса.

Основная литература

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.6.§2; Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. Тема 12; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Глава 16.1; Политология: Хрестоматия. СПб., 2006. Раздел ХII; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема V; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.6.

Дополнительная литература

Ашин Г.К. Формы рекрутирования политических элит // ОНС. 1998. № 3; Васильева Л.Н. Элита или эрзац-элита: политическое будущее России // ОНС. 2007. №1; Гаман-Голутвинова О. Региональные элиты Росии: персональный состав и тенденции эволюции // Полис. 2004. № 2, 3; Здравомыслов А.Г. Ответственность экономической элиты: мнения россиян // ОНС. 2005. №1; Левада Ю.А. Элитарные структуры в советской и постсоветской ситуации // ОНС. 2007. №6; Согрин В.В. Российская политическая элита и американский опыт // ОНС. 2008. №1.

Методические указания

Данная темя продолжает иллюстрировать политическую стратификацию и конкретизировать на личностном уровне существование политической элиты. Важно понять социальную природу политического лидерства, его современные интерпретации. Обратите внимание на многообразие типов лидерства, критерии типологизации политических лидеров, а также их важнейшие социальные функции в обществе. Постарайтесь вычленить специфику отечественного лидерства, особенности его формирования и механизмы влияния на политическую жизнь России.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, претендующий на роль политического лидера?

2. Какие функции политического лидера вы можете назвать?

3. Что вы понимаете под харизмой? Перечислите и опишите известные вам типы политического лидерства.

4. Какова типология политического лидерства по М. Веберу?

Темы рефератов

1. Факторы и условия выдвижения политического лидера.

2. Роль лидерства в современном политическом процессе.

3. Популизм и политическое лидерство.

4. Факторы и условия, содействующие возникновению культа личности политического лидера.

5. Портреты политических лидеров России и их сравнительный анализ.

Основная литература

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.6.§3; Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. Тема 13; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Гл.17; Политология: Хрестоматия. СПб., 2006. Раздел ХIII; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема VI; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.6.§3.

Дополнительная литература

Гржейщак С. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект // ОНС. 2000. № 11; Лубченков Ю.Н. Политическое лидерство как технология // ВМУ. Сер. 18. 2005. № 1; Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации: Круглый стол // Полис. 2000. № 1; Щербина Н.Г. Теории политического лидерства: Учебное пособие. М., 2004. Щербинина Н.Г. Цветовая классификация политических лидеров России, или лидер белый, красный и черный // Полис. 2000. № 4.

Методические указания

Данная тема является наиболее сложной в настоящем курсе. Важно понять сущность гражданского общества, его взаимосвязь с обществом, государством и человеком. Постарайтесь уяснить значение гражданского общества в реализации функций политики. Особое внимание уделите механизму формирования гражданского общества, его структуре, а также проблеме его становления в современной России. Постарайтесь зафиксировать органическую связь гражданского общества с демократией.

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы понимаете под гражданским обществом?

2. Каковы характерные признаки гражданского общества?

3. Какие структурные элементы гражданского общества вы можете назвать?

4. Можно ли построить гражданское общество?

5. Какие условия формирования гражданского общества отсутствуют в современной России?

Темы рефератов

1. Эволюция представлений о гражданском обществе.

2. Миф о «построении» гражданского общества.

3. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

4. Гражданское общество и демократия.

Основная литература

Головань О.В. Государство и гражданское общество: учебное пособие. Барнаул. 2003; Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.5.§2; Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. Тема 9; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.13.§2.

Дополнительная литература

Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // ОНС. 2005. №1; Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (истоки и современная проблематика) // Полис. 2000. № 3; Граждан В. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. № 3; Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // СГЗ. 2005. № 3; Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003; Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. 2006. № 1; Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2; Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // ОНС. 2007. №2.

Тема 6. Политическая власть

Власть – основная категория политической науки. Основные подходы к определению власти. Сущность и природа власти. Структура властных отношений. Виды власти в обществе.

Политическая власть. Отличительные признаки. Субъект и объект политической власти. Источники и ресурсы политической власти. Способы властвования и механизм воспроизводства власти. Функции политической власти. Государственная и общественная власть. Свойства политической власти. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимного господства по М. Веберу. Особенности функционирования политической власти в России.

Методические указания

Данная тема является ключевой в изучаемом курсе, поскольку это понятие считается центральным в политической науке. Следует обратить внимание на многообразие трактовок власти, ее природы и структуры. Важно выделить специфику политической власти, рассмотреть ее основные свойства. Уясните значение легитимности власти, обратившись к воззрениям М. Вебера.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия «власть» и «политика»?

2. Почему власть является центральным элементом политики?

3. Что представляет собой субъект и объект политической власти?

4. Каково соотношение понятий «общественная власть», «политическая власть», «государственная власть»?

5. В чем специфика политической власти?

6. Как соотносятся основания (источники) и ресурсы власти?

7. Что такое легитимность власти? Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?

8. Каковы источники легитимации власти?

Темы рефератов

1. Природа власти и эволюция ее форм.

2. Методы властвования.

3. Современные теории власти и властных отношений.

Основная литература

Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. М, 2004; Гл.2; Политология: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.3; Политология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001. Тема 1; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Гл.5; Политология: Хрестоматия. СПб., 2006. Раздел III; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема IV; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.4;

Дополнительная литература

Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти // Вестник МУ. Сер. 11. 2004. № 1; Дибиров А.Н. Легитимность государственной власти и ее основные типы // Государственная служба. 2003. № 2; Конфисахор А.Г. Психология власти. Спб., 2004; Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. 2000. № 1; Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. № 2; Сидельникова Т.Т. Теория власти и властных отношений. Казань, 2003; Соловьев А.И. Институциональный дизайн российской власти: исторический ремейк или матрица развития? // ОНС. 2004. №1.

Методические указания

Данная тема раскрывает значение системного анализа политики и власти. Важно рассмотреть основные подходы к пониманию политической системы (Т. Парсонса, Д. Истона и др.), ее функций и структуры. Обратите внимание на значение политического сознания, политической культуры в осуществлении основных функций политической системой. Уясните связь политической системы и власти в обществе. Проанализируйте процесс формирования политической системы в России и ее современное состояние. Оцените эффективность ее функционирования и возможности модернизации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности политической системы общества делают ее верховенствующей в комплексе других общественных систем?

2. Какая из функций политической системы общества, по вашему мнению, является наиболее важной?

3. Какие типологии политической системы вам известны?

4. каков главный критерий типологизации политических систем?

Темы рефератов

1. Политическая система в СССР.

2. Политическая система в современной России.

3. Трансформация политической системы в современной России.

4. Политическая система в концепциях ХХ века.

Основная литература

Головань О.В. Политическая система общества. Барнаул, 2002; Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2007. Гл.7; Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. Тема 6; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Гл.6; Политология: Хрестоматия. СПб., 2006. Раздел IV; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема VII; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. Гл.11.

Дополнительная литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996; Гончаров П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории // СГЗ. 2006. № 2; Зудин А.Ю. Режим Путина: контуры новой политической системы // ОНС. 2003. №2; Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // Полис. 2002. № 2; Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. Спб., 1995; № 2; Формирование политической системы России. М., 1996.

Методические указания

Данная тема раскрывает содержание политической системы через анализ средств и методов осуществления власти, выражением которых прежде всего и выступает политический режим. Охарактеризуйте основные свойства политического режима. Обратите внимание на многообразие критериев для выделения политических режимов. Дайте характеристику основным моделям политического режима, используя сравнительный метод. Анализ демократического режима предварите знакомством с демократией как многоплановым явлением, ее основными свойствами. Закончить изучение данной темы целесообразно характеристикой политического режима современной России.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие свойства характеризуют политический режим?

2. Каков принцип жизнедеятельности в авторитарном, тоталитарном и демократическом режимах?

3. В чем заключаются основные различия тоталитарного и авторитарного режимов?

4. Каковы основные черты демократического режима? В чем его сущность?

5. К какому типу относится режим: а) в дореволюционной России; б) в период сталинизма; в) в современной России?

Темы рефератов

1. Истоки и феномен тоталитаризма.

2. Природа и эволюция авторитарной власти.

3. Определение и теории демократии.

4. Политического режим современной России.

Основная литература

Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. М, 2004. Гл. 4,5; Политология: учебник для вузов / Под ред. Проф. М.А. Василика. М., 2004. Гл.8; Политология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001. Тема 8; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Гл13; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. Тема VII; Политология: Хрестоматия /Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов СПб., 2006. Раздел IX; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для вузов. М., 2000. Гл.12.

Дополнительная литература

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1996; Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности // ОНС. 2006. № 5; Дробишева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России // ОНС. 2005. №2; Петухов В.В. Демократия участия в современной России // ОНС. 2007. №1; Полтерович В.М., Попов В.В. Демократизация и экономический рост // ОНС. 2007. № 2; Поляков Л.В. «Суверенная демократия»: политический факт как теоретическая предметность // ОНС. 2007. №2; Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., 1999; Хэйвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов М., 2005. Часть I. §2, 4; Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995; Эрме Ги. Авторитаризм // Политология: Хрестоматия. Спб., 2006. С. 213 – 230; Яшлавский А.Э. Тоталитаризм: взгляд из Франции // ВМУ. Сер. 12. 1999. № 2.

Методические указания

Изучение данной темы целесообразно начинать с выборов как механизма формирования власти и института политической системы. Важно понять каким образом с помощью выборов формируются институты власти, какие принципы лежат в основе законодательной регламентации выборов. Обратите внимание на основные содержательные компоненты выборов, комбинация которых определяет тип избирательной системы.

Вопросы для самоконтроля

1.Чем различаются пропорциональная и мажоритарная избирательная система?

2. Какие разновидности избирательных систем существуют в современном мире?

3. Что такое референдум? Чем он отличается от обычных выборов?

4. Какие типы выборов имеют место в современной России?

5. Что вы знаете о порядке проведения выборов в России?

Темы рефератов

1. Проблема формирования электоральной культуры в современной России.

2. Сравнительный анализ избирательных систем европейских стран.

3. Сравнительный анализ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

4. Законы М. Дюверже о связи партийных и избирательных систем.

Основная литература

Политология: учебник для вузов /Под ред. Проф. М.А. Василика. М., 2004. Гл.9; Политология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001. Тема 14; Политология: Учебное пособие / Под ред А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб., 2005. Гл.10; Политология: Хрестоматия /Сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов СПб., 2006. Разд.7; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб., 2006. ТемаXI; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для вузов. М., 2000. Гл.25;

Дополнительная литература

Василик М.А., Вершинин М.С. Избирательная система России: словарь-справочник. Спб., 2000; Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999; Мустафин В. Совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах // Власть. 2005. № 1; Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. М., 2006; Шейнис В.В. Превращения избирательной системы в России // ОНС. 2008. №6.

Методические указания

Данная тема раскрывает значение государства как основного политического института. Важно раскрыть сущность и природу государство на основе изучения их интерпретации в различных концепциях, показать взаимосвязь происхождения государства с особенностями его развития. Следует обратить внимание на типологию государственных форм, их критерии. Необходимо уметь различать государства по формам пра

Наши рекомендации