Политическая культура российского общества
Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности. В российской политической культуре также имели место политический радикализм, склонность к политическим крайностям, правовой нигилизм.
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием в освоении опыта демократического развития других стран. Участие в политике возможно было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению принципа «кто не с нами – тот против нас».
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. этат – государство) – вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.
В современный период важным условием демократического развития российского общества становится освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Но процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитников общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Демократия как способ организации современных
Политических систем
Демократия – способ организации современных политических систем и государственной власти. С этой точки зрения под демократией понимается
тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия – это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти.
В реальной политической борьбе прошлого демократия развивалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Формирование представительной демократии пошло по двум направлениям:
· расширения избирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличения числа представительных органов;
· создания системы гарантий демократии – формирования гражданского общества и правового государства.
Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и современную демократию:
· избрание народом высшего законодательного органа;
· равенство избирательных прав;
· всеобщность избирательного права;
· ограничение прав меньшинства решением большинства;
· непрерывный общественный контроль и др.
Демократия – это не просто многообразие взглядов и мнений, это система правления. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Важнейшие принципы демократии:
· парламентаризм;
· выборность,
· сменяемость органов власти;
· их ответственность перед обществом;
· власть закона, равенство всех перед законом;
· разделение властей;
· широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;
· политический плюрализм и др.
Важно отметить, что в демократических государствах действует принцип конституционализма, по которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Основой политической практики в демократических обществах выступают:
· мирная передача власти в соответствии с результатами выборов;
· невмешательство армии в политический процесс;
· отказ от крайних, насильственных методов;
· использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.
Центральным инструментом демократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.
Основные характеристики современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия). Под консенсусом понимается непротиворечивое согласие, единство по ведущим значимым вопросам, согласие значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданским обществом, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.
Выработка политического соглашения проходит ряд этапов, включающих определение общих задач, поиски условий сотрудничества; выявление противоречий, разногласий, возможных взаимных уступок; согласование степени и форм сотрудничества, а также определение условий его прекращения.
Политологи выделяют три этапа становления и развития демократии:
Первый этап – с середины ХIХ в. до начала Первой мировой войны. В результате введения выборности и расширения избирательных прав к этому времени на Земле насчитывалось около 30 государств с демократическим режимом. В период между двумя мировыми войнами «территория» демократии сократилась, что выразилось, главным образом, в формировании тоталитарных режимов (Муссолини, Гитлера, Сталина и др.). К 1942 г. на планете осталось около 15 государств с демократическими режимами.
Второй этап начался после разгрома гитлеровской Германии и самурайской Японии и продолжался до середины 70-х гг.
Третий этап – с середины 80-х гг. до настоящего времени. Сегодня при демократических режимах живут не менее 70 % населения Земли.
Наиболее распространенными в настоящее время являются следующие теории демократии:
· либерально-плюралистическая;
· консервативно-элитарная;
· концепция демократии участия (партисипаторной или партиципаторной демократией).
Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.
Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.
Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:
- в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;
- различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;
- плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.
Тем не менее считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.
Элитаристы исходят из представления о том, что политическое неравенство является одной из необходимых основ любой общественной структуры. Демократия, по мнению элитаристов, обеспечивается не широтой участия масс, а активной конкуренцией элит при минимальной активности граждан.
Сторонники партсипаторной демократии или «демократии участия» считают, что современная западная демократия – отнюдь не идеал, но объект реформирования. Смысл реформ состоит в том, чтобы обеспечить более широкое участие народа в управлении обществом. Для этого предлагается:
· сочетать прямую и непосредственную демократии. Демократия представляется в виде пирамиды, основанием которой служит прямая демократия (выборы и самоуправление), а на каждом уровне выше основания представлена демократия делегатов;
· осуществлять контроль за всеми органами власти со стороны общественности;
· парламентским фракциям и комитетам опираться на массовые общественные движения, привлекать представителей этих движений к разработке законопроектов и решений исполнительной власти;
· обеспечить доступность СМИ для общественно-политических сил, что позволит заменить традиционную представительную демократию «демократией участия»;
· развивать территориальное (административно-территориальное) общественное самоуправление.