Пути реформирования политической власти в России
Осуществление в Российской Федерации демократических преобразований определило необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с общецивилизационными закономерностями движения к демократическому общественному устройству и правовому государству. Политические преобразования развивались в направлении структурирования власти путем ее разделения, создания новых институтов власти, децентрализации, плюрализации власти, преодоления отчуждения человека от власти. 12 июня 1991 г. первым Президентом в России был избран Б.Н.Ельцин. Затем была демонтирована система Советов, а в декабре 1993 г. принята новая Конституция, демократическим путем избрана новая представительная власть. 3 июля 1996 г. Б.Н.Ельцин был избран Президентом России на второй срок. 26 марта 2000 г. 52,6 % избирателей проголосовали за избрание Президентом страны В.В.Путина.
В плане государственно-территориального устройства Россия стала федерацией. В политическом плане Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (президентскую республику). Государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Институт президентства предполагает, что Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, определяет военную доктрину страны, назначает послов и высший командный состав Вооруженных Сил РФ. Президент имеет право: распускать и назначать выборы в Госдуму, проводить референдумы, вносить законопроекты в Госдуму, подписывать и обнародовать федеральные законы (ст. 81,83,84,87). Одной из главных задач Президента РФ является издание указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории страны. Президент является главой государства (ст.110). Правительство состоит из Председателя, его заместителя и федеральных министров. В сентябре 2000 г. было принято решение о создании в России Государственного Совета – исполнительного органа власти с консультативными функциями.
Как противовес исполнительной власти – правительству и президенту – существует парламент – общенациональный представительный институт, законодательный орган страны. В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом и с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации.
Нижняя палата Российского парламента – Государственная Дума – формируется посредством всеобщих, прямых выборов на многопартийной основе. Депутаты избираются сроком на 4 года, депутатом может стать каждый россиянин не моложе 21 года. Количество депутатов Госдумы ограничено – 450 чел. Верхняя палата – Совет Федерации – состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по норме по 2 депутата (один – от представительного, один – от исполнительного органа государственной власти) от каждой республики, края, области, автономной области, а также по 1 депутату от каждого автономного округа.
Важнейшей функцией российского парламента является издание и принятие законов. Федеральные законы принимаются Госдумой, затем переходят на рассмотрение в Совет Федерации и лишь в случае одобрения Советом Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования и становятся действующими. Руководство деятельностью парламента осуществляют избираемый парламентариями спикер – председатель парламента – и его заместители. Для эффективности работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии.
В нашей стране при реформировании политической власти значительные функции принадлежат судебной власти. Она выступает гарантом соблюдения законности в деятельности других властей. Осуществляется посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд РФ следит за правильностью действий Президента и парламента. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, Высший арбитражный суд РФ рассматривает экономические споры.
Однако на практике принцип разделения властей в Российской Федерации реализуется с трудностями и противоречиями. Требуется перераспределение функций и полномочий властей на основе принципов относительной самостоятельности каждого структурного звена законодательной, исполнительной и судебной власти, непротиворечивости федеративных, общероссийских и муниципальных законов, нацеленности властей на обеспечение прав каждого человека, легитимности и др. Необходимо соблюдать и осуществлять демократические принципы социальных общностей людей, идущие снизу, корректировать содержание программ политической деятельности, элементы политической системы в соответствии с их общими интересами. Основу всей власти должна составлять прямая демократия, непосредственное выражение воли масс.
Мировая практика свидетельствует о том, что государственные, федеральные и местные органы власти успешно функционируют при разделении и перераспределении властных полномочий. Если этого не сделать, то получится дублирование полномочий, борьба за портфели, война законов, неопределенность и размытость властей, а следовательно, их безвластие. Возникает дефицит власти.
Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА