Личность, как первичный субъект политики.

Человек — мера всех вещей. 3 аспекта личности:

· психофизические качества человека;

· личности, как представитель социальной группы;

· личность, как социально-активный гражданин, обладающий разумом и социальной волей.

Роль личности в разных концепциях:

1. Патерналистская концепция.

2. Тоталитарная концепция.

3. Либеральная концепция.

Патернализм. (китайский мыслитель Конфуций)

1. Конфуций исходил из того, что люди изначально социально и политически не равны. (создание общества требует неравенства людей);

2. Государство подобно большой патриархальной семье (старики, среднее поколение, младшее поколение). Социальная структура государства: во главе стоит император, монарх; следующий уровень — чиновники и аристократы (полусознательные участники политики); третий уровень — простой люд (бессознательные участники политической жизни).

Тоталитаризм. (всеобъемлющий, всеохватывающий). (Платон, Аристотель).

Характеристика:

1. Государством должны управлять и правитель (монарх) и аристократия;

2. цель государства — благо людей, а государство должно контролировать общество, правильность образа мыслей и веры человека.

Аристотель увидел противоречие в обществе — «конфликт между богатыми и бедными». Он считал, что конфликт можно исчерпать, создав мощный средний слой, который выступает буфером и как некий хребет.

Либерализм. (возник как реакция бесправных ограниченных людей в теории государства). (Гуго Гроций, Д. Лок, Шарль Луи Моинескре, Дж. Ст. Милль).

Особые либеральные теории:

1. Человек — первичный субъект политики.

2. Интересы человека выше и интересов общества и интересов государства.

3. Человек наделен неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами:

- права негативные (от рождения);

- права позитивные (государственные).

4. Ограничения в сфере полномочий государства по отношению и к личности, и к обществу.

Политическая элита.

Элита — привилегированный слой, осуществляющий функцию управления обществом.

Факторы существования элиты:

1. социальное и психологическое неравенство людей;

2. объективный закон разделения труда, требующий профессионального занятия трудом управленческим;

3. высокая общественная значимость труда управленческого;

4. широкие возможности использования труда управленческого для получения разного рода социальных привилегий;

5. невозможность тотального контроля над элитой и, как следствие, возможности для злоупотребления;

6. пассивность широких масс населения.

Классификация, типология элиты:

I. - правящая элита;

- контрэлита или оппозиционная элита;

II. Выделяют 3 уровня элиты:

- высшая элита, принимающая решения для всего общества;

- средняя элита;

- административная элита (чиновники).

39. Политическая элита: обусловленность существования, функции способы формирования.

Политическая элита – это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в собственных руках государственную власть и занимает командные посты, заведует обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и возможностями.

Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит.

Биологический подход. Представители его мотивирует необходимость деления общества на элиту и массу, опираясь на утверждение, что различие между ними является генетической.

Психологический подход. Согласно ему элита и масса наделены особыми, только им присущими психологическими качествами.

Функционально-технократический подход. Его представители объясняют существование элиты как функции социальных отношений, обеспечения потребностей общества в управлении.

Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:
1. Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.
2. Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев
населения и реализацию их в практических действиях.
3. Организаторская – осуществление на практике выработанного
курса, воплощение политических решений в жизнь.
4.Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.




40. Теория элит В.Парето, Г.Моски, Р.Михельса.

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

Современные теории элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди кото- рых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход.

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного под- хода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход.

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Наши рекомендации