Субъекты политики. Человек как первичный субъект политики.

Субъекты политики — носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере отношений, нет устойчивого закрепления атрибутов субъекта или объекта за постоянным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство служит объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о ре­ализации своих непосредственных, местных, повседнев­ных интересов и не осознающие политическихпоследст­вий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политиче­скую роль и назначение,но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать наполитическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осозна­ющие свои цели и путиих реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии,движе­ния и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно раз­нообразна. Наиболее широкораспространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этниче­ские, демографические и др.). Сюда относятсяличность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы,политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающийсоциальные институты, предназна­ченные для выполнения преимущественнонеполитиче­ских задач, хотя в действительности оказывающие за­метное, а порою ивесьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортив­ные ассоциации и т.п.

Первичный субъект политики- личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полно­стью применимо и к политике. Именно личность, ее ин­тересы, ценностные ориентации и цели выступают «ме­рой политики», движущим началом политической актив­ности наций,классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три глав­ных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические(эмоциональные, интеллектуальные и др.) особен­ности человека, егоспецифические привычки, ценност­ные ориентации, стиль поведения и т.п. Прианализе лич­ности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяетсяполитическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависитбольшая политика;

2) личность как представитель группы: статусной,профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а такжекак исполнитель определенной политической роли: избирателя, членапартии, парла­ментария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет еев более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и непозволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­скогосубъекта политики;3) личность как относительно самостоятельный, ак­тивный участникполитической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, нетолько обще­человеческими, но и уникальными в своем роде черта­ми, то есть какцелостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статусгражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человекобычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политическиеобя­занности и выступает субъектом и объектом, предме­том воздействияполитики.

Наши рекомендации