Политический кризис: типы, формы и способы разрешения.
Одна из постоянных, наиболее существенных проблем функционирования политической системы — обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Противоположностью стабильности, устойчивости политической системы выступает политический кризис. Это состояние политической системы характеризуется рядом признаков. В их числе: делегитимация структур власти; разрыв взаимодействия различных центров власти; блокирование одного центра другим… Политический кризис свидетельствует о существенном ограничении или даже разрушении поддержки системы власти со стороны слоев, на которые она опиралась.
Политический кризис может быть вызван обострением социальных противоречий, в том числе вышедшим из-под контроля правящей группы социальным конфликтом. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы. Любой политический кризис может перерастать в конфликтную ситуацию.
Типы.Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис - это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии выполнять свои функции или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну. Наиболее опасным для власти является общенациональный социально-политический кризис или просто общенациональный кризис. Если вышеназванные виды кризисов затрагивают отдельные стороны политической жизни, то последний носит системный характер, захватывает все сферы общественной жизни, ее фундаментальные основы. Его составным аспектом выступает кризис легитимности, т. е. практически полная утрата господствующими политическими силами доверия и поддержки со стороны подвластных.
Формы политич. кризиса: 1)кризис легитимности отражает несоответствие политич. режима ожиданиям запросов общества.2) кризис участия характер. Нарушениями принципов равенства политич. участия общественных групп и углублением в связи с этим соцю и идеолог. разногласий.3)Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей 4) кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качесвом жизни, ростом цен, низкой зарплатой.5) кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центрю и местными госуд. органами. Пути преодоления политического кризиса: 1) кризиса легитимности- корректировка политич. режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления для обеспечения поддержки органов власти населением 2) кризиса участия- ускорение преобразований политической системы 3) кризиса идентичности – разработка политич. элитой и усвоение обществом новой идеологии 4) кризиса распределения благ- обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение методов хозяйствования 5) кризиса проникновения- реорганизация и повышение социальной эффективности органов власти.
41. Особенности политической модернизации в РБ. Политическая модернизация – это демократическое преобразование политичю системы, венчающее переход от традиционных форм политического бытия к новым, более прогрессивным. Беларусь, подобно таким странам как Россия, Китай находится в состоянии вторичной, «догоняющей» модернизации, которая осуществляется за счет экономических и социально-культурных контактов со странами, находящимися на зрелой индустриальной стадии развития. Вторичная модернизация отличается неравномерностью развития различных сфер общества, в ней смешиваются элементы традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Процессы модернизации развиваются в белорусском обществе с советских времен.Еще в советские времена в белоруской экономике было налажено индустриальное производство. После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее значение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской политич. модели к демократии, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве демократические нормы и принципы. Постепенно осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовно-идеологической сферах. Сегодня в Беларуси происходит постиндустриальная модернизация, главной чертой которой является перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Для включения широких слоев общества в процесс перехода Беларуси к посиндустриальному обществу в рамках белоруской модели развития необходимо: -создать эффективную систему переквалификации экономически активного населения; - повысить долю занятых в сфере кредитования и страхования; - решить проблемы, связанные с сокращением продолжительности трудового дня, снижением доли тяжелого физического труда; - обеспечить высокое качество медицинского обслуживания, защиту пра потребителей, культивировать здоровый образ жизни.