Типы политических конфликтов и способы их разрешения.

Политический конфликт -— это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Типы политических конфликтов:

Классификация противоречий, ведущих к возникновению конфликтных ситуаций:

1) противоречия поиска, когда сталкиваются но­ваторство и консерватизм; 2) противоречия групповых интере­сов, когда люди отстаивают только интересы своей группы и иг­норируют общие интересы; 3) противоречия, связанные с эгоистическими побуждениями; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий и другие.

В зависимости от того какие интересы — общие, коренные или частные, некоренные — приходят в противоречие, конфликты различаются на общие и частные.

Бывают политиче­ские конфликты, которые не затрагивают «базового консенсуса общества иными словами, участники которых не считают, что для разрешения конфликта должна быть изменена социальная система в целом» и конфликты, которые предполагают «целост­ное преобразование общества для разрешения имеющихся кон­фликтов»

Весьма существенно политические конфликты различаются по своим масштабам. Политические конфликты бывают глобальны­ми, локальными, межгосударственными, межклассовыми, межна­циональными, национальными, межгрупповымн и т. д.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами конфликты подразделяются на политические, экономические, фи­нансовые, торговые, военные и т. д.

По субъектам политические конфликты подразделяются па межнациональные, межрасовые, межклассовые, межэтнические, межклановые, межсословные, межгосударственные, межпартий­ные и другие. Конфликты подразделяются также на внешнепо­литические и внутриполитические.

Вместе с тем политические конфликты значительно различа­ется по способам разрешения. Один политические конфликты разрешаются мирными средствами, другие — вооруженным путем. Одни из них предполагают политическую дискредитацию противостоящих сторон, другие — их моральное, а нередко и фи­зическое уничтожение.

Американский социальный психолог М. Дойч, например, выделяет следующие типы конфликтов: 1) «подлинный конфликт» — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора 2) «случайный или условный конфликт» — зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, он прекращается в случае осознания его участниками реально имеющихся альтернатив» 3) «смещенный конфликт» — воспринимае­мые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; 4) «неверно приписанный конфликт» — приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт; 5) «скрытый конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; 6) «ложный конфликт» — конфликт, который не имеет объективных оснований, возник в результате ложных представлений или недоразумений

Конфликт — явление развивающее еся. Возникнув, политический конфликт всегда развивается по одному из следующих основных путей: 1) движется к обострению, 2) «тлеет», периодически «затухая» или обостряясь, 3) приближается к примирению противоборствующих сторон. Для развития любого политического конфликта необходим инцидент, то есть возникновение такой си­туации, когда одна из сторон, вступающих в конфликт, начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Конфликты полифункциональны:

1) выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

2) способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

3) стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

4) обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Способы разрешения конфликтов:

1) «Избегание» конфликта (Уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если тот или иной работник не может сработаться с руководством или с коллегами; эмиграция из страны; избегание встреч с “противником”; семейно-брачный развод и др.) Однако “избегание” конфликта не означает окончательной его ликвидации, фактического разрешения. Само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается. Так, например, в результате поражения во второй мировой войне, Япония отказалась от каких-либо притязаний на “северные территории”. Сегодня этот вопрос активно обсуждается с ее стороны. Россия же всячески избегает обсуждать проблему “северных территорий”, так как иначе это может привести, при сложившихся сегодня обстоятельствах, к осложнению отношений между двумя сторонами.

2) Подмена конфликта (Перемещение его в иную плоскость) Например, фразеология политических деятелей, ведущих избирательную кампанию, носит нередко, отпечаток нигилизма. Чтобы победить, политику, нужно “набрать” максимум голосов, по необходимости удовлетворяя разные категории населения в их, далеко не полностью, совпадающих интересах, в силу чего он должен избегать четкой позиции по реальному конфликту, и пытаться, насколько возможно, подменять понятия, говоря о разногласиях, руководствуясь при этом такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению, ведут к согласию между политическими субъектами.

3) Конфронтация (Жесткие, «революционные» решения) Конфронтация ведет к кризису и поражению данного режима, его исчезновению (революция в России в 1917г. и финал перестройки в 1991 году в СССР).

4) Откладывание (Временная уступка сильному оппоненту) В то же время следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом. Самый яркий пример – это Версальский договор 1919 года, “грабительский” и унизительный по отношению к Германии и некоторым другим странам. Последствия его известны – вторая мировая война.

5) Примирение сторон (Сближение позиций через посредника) В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. 6) Третейское разбирательство или арбитраж (Обращение в судебные органы)

7) Переговоры

Наши рекомендации