Институты государственной власти Республики Беларусь.
Гос-во располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном гос-вом порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Основные принципы организации и деятельности госуд. органов: - разделение властей, - демократический централизм, -законность, -принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения, -отчетность перед гражданами, - невмешательство госуд. органов в деятельность общественных организаций. Принцип разделения госуд. власти на законодательную, исполнительную и судебную «ветви» означает четкое разграничение их функций и полномочий, независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контролировать друг друга. Система органов госуд. власти Республики Беларусь: - президент РБ (президентская власть), - органы законодательной власти,(парламент-национальное собрание РБ, Местные органы законодательной власти) - органы исполнительной власти,(Правительство-Совет Министров РБ, Местные распорядительные органы) - органы судебной власти,(Конституционный Суд РБ, Общие суды, Хозяйственные суды) - контрольно-надзорные органы(Органы прокуратуры, Комитет госуд. контроля). Эти институты олицетворяют единую госуд. власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.
Президент РБ явл. главой гос-ва, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.
Законодательная власть-это система полномочий и представительных органов власти,которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории гос-ва. Органы законодательной власти в РБ:- Парламент - Национальное собрание РБ; совет депутатов ( областные, районные, городские, поселковые, сельские). Парламент состоит из двух палат-Палаты представителей и Совета Республики. Избрание Палаты представителей осущ. на основе всеобщего, свободного избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики явл. Палатой территориального представительства. Срок полномочий парламента 4 года .Полномочия Парламента, процедура внесенная и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в Конституции РБ. Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него пргодосовало большинство от полного состава обеих палат. Одобренные парламентом законопроекты становятся законами, если Президент их подписывает или не возвращает назад в течении двух недель. Представительсво в парламентах интересов различных социальных групп, наличие у депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединятся в различные фракции и депутатские группы. Исполнительная власть - это система полномочий и органов госуд. власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики гос-ва. Высший орган исполнит. власти явл. Правительство- Совет Министров РБ. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство выполняет свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными ресурсами, а также при помощи таких инструментов, как служебные продвижения и система поощрений. В руках исполнительной власти находится мощная сила, представленная бюрократическим аппаратом, армией,органами внутренних дел. Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Судебная власть- система полномочий и госуд. органов по осущесвлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Контроль за конституционностью нормативных актов в гос-ве осущ. Конституционным Судом РБ. Надзор за точным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осущ. органы прокуратуры. Местное самоуправление – это форма организации и деятельнорсти граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических,политических,культурных вопросов местного значения (местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания (сходы) граждан) . Смысл местного самоуправления состоит возможности населения контролировать те органы власти и управления, с которыми ему чаще всего приходится взаимодействовать. Наряду с системой местного самоуправления в Беларуси существует местное управление- форм в организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Состоит из обласных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
25. Типология политических партий.
Политическая партия – это группа людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Франц. политолог Дюверже предложил классификацию с т. зр. преобретения оснований и условий членства. По этому принципу он делит партии на:
- кадровые ( партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе орг. строения партий лежит принцип образования политического комитета, состоящего из наиболее активных полит. деятелей.)
- массовые партии ( централизованные организации с уставным членством, они более организованы и дисциплинированы. 1ой такой партией была партия Великобритании,созданная в 1832 году.)
- строго-централизованные партии(идеологический компонент превращается в ведущее связующее начало партии, такие партии – комунистич., религ.,фашист. – обладают почти военной дисцип-ой, выс.орган-тью, отл-ся уважением по отн-ию к лидерам)
с т. зр. доминирующих в деятельности организации ценностей и средств можно говорить о
-консервативных партиях
-революционных
с т. зр. соц. целей и политич. ориентаций
ü соц-демокр (солидарность и равенство граждан, защищ-ть их прав и свобод, верх-во закона, разделение властей, выборность главы гос-ва, справедливость)
ü коммунистич (отриц. част. собственности)
ü либеральные (граж-кое общ-во, права и своб. личн-ти., прав-ое гос-во, свобода частного предпр-ва и торг.)
если в основе классификации лежит способ взаимосвязи с соц. базой, то различают:
- авангардные (на основе терр-но-производственного объединения членов)
- парламентские (первичные образования – терр-ные комитеты)
-лейбористские (коллективное членство, в т.ч. труд-х коллективов)
по отношению к правящему режиму:
- легальные и нелегальные
- правящие и оппозиционные
- лидеры и аутсайдеры
- монопольно правящие и в составе коалиции
Типы. Существует множество критериев, на партийной основе которых можно классифицировать политические партии. Марксизм в качестве основного критерия выдвигает социально-классовую сущность партии ( партии монополистической, мелкой и средней буржуазии). Либеральная традиция существенной характеристикой партии считает ее идеологическую направленость ( либеральные, консервативные, социалистические партии). Институционализм в качестве основного выдвигает организационный критерий ( кадровые и массовые партии). Некоторые исследователи классифицируют партии по положению в политической системе общества и т. д. Основные варианты классификации партий. 1. Партии парламентского типа (парламентские партии)и партии непарламентского происхождения (авангардные)представляют собой две основные разновидности объединения людей по идеологическим признакам. Парламентские партии, отстаивая интересы своих социальных слоев, политическую деятельность ограничивают, как правило, участием в предвыборных кампаниях, работой своих представителей в выборных органах власти. 2. В политической системе стран развитой демократии в зависимости от социальной базы можно выделить партии монополистической буржуазии, партии мелкой и средней буржуазии, партии широких слоев наемных работников (социал-демократические и коммунистические партии), партии отдельных социальных слрев и групп (например, интеллигенции). Однако эта классификация довольно условна. 3. Кадровые партиитакже в той или иной форме фиксируют членство, но они строятся по иным организационным принципам. Это партии влиятельных лиц, где качество членов имеет большее значение, чем их число. Цель таких партий - подготовить выборы, успешно провести их и сохранить контакт со своими кандидатами. 4. В зависимости от того, входят представители партии в правительство страны или нет, имеют они большинство среди членов парламента или нет, подразделяют партии на правительственные и оппозиционные. Многообразна и классификация (типология) политических партий. Здесь многое зависит от тех критериев, которые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.
Если, например, за основу классификации партий берется характер, задачи их деятельности (направленность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, выступающие за умеренные изменения в разных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.
Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому выделяют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.
В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правящие партии имеют большинство мест в парламенте, образуют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы.
Политические партии можно также разделить на партии мировоззренческие и партии интересов, В первом случае речь идет о партиях, главной целью которых является установление определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реализовать ее на практике.
Главной целью партии интересов можно считать отстаивание позиций той или иной социальной группы.
Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые. В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра"'.
По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Первые — официально разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона, вторые — не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи — запрещены государством и действуют нетрадиционными методами, нередко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.
Оставаясь важным субъектом политики, политические Партии в странах развитой демократии в конце XX в. претерпевают определенную эволюцию. Некоторые крупные партии в отдельных странах утратили свою социальную базу, свое главенствующее место в общественной жизни. Об этом свидетельствует, в частности, сокращение численности членов партий, а также рост числа граждан, поддерживающих и голосующих то за одну, то за другую партию.
Основная причина такого положения состоит в том, что, во-первых, партии далеко не всегда оказываются на высоте при решении животрепещущих проблем, стоящих перед обществом. Во-вторых, вследствие возрастания роли средств массовой информации, особенно телевидения, государственные и политические деятели получают все большую возможность вступать в непосредственный контакт с избирателями, не прибегая к посредничеству партий.
И все же следует подчеркнуть, что глобального кризиса партий не существует. Политические партии по-прежнему остаются одной из активных форм выражения общественного мнения, развития демократии.