Политические партии и общественные объединения в РБ.
Несмотря на наличие большого количества мелких партий, они не оказывали существенного влияния на общественное мнение и, тем более, на ход политических событий. После принятия поправок в закон «О политических партиях» и проведения перерегистрации количество партий значительно уменьшилось, что, однако, не оказало существенного влияния на их значимость в обществе. В 2004 году по данным социологических опросов личные рейтинги оппозиционных политиков - лидеров партий находились на уровне статистической погрешности.
К началу 2004 года оппозиционные политические структуры объединяли примерно следующее количество человек :
1. Партия «Белорусский Народный Фронт» - 1300 человек
2. Объединенная Гражданская Партия - 3200 человек
3. Партия Коммунистов Беларуси - 7200 человек
4. Белорусская Социал-Демократическая Грамада - 1500 человек
5. Белорусская Партия Труда - 1300 человек
6. Белорусская Социал-Демократическая Партия «Народная Грамада» - 2200 человек
7. Белорусская Партия Женщин - 1400 человек
8. Либерально-Демократическая Партия Беларуси - 22400 человек.
Кроме того, в 2004 году продолжала существовать незарегистрированная организация «Хартия 97». Несколько тысяч человек объединяли молодежные оппозиционные организации «Маладая Беларусь» и «ЗУБР».
Пять первых из вышеперечисленных партий были объединены в коалицию «Пять плюс». А БСДП «Народная грамада», Белорусская партия женщин и «Хартия 97» составляли «европейскую коалицию» «Свободная Беларусь». Переговоры об объединении этих двух коалиций в единый союз с единым координационным центром велись, однако договоренности по этому вопросу достигнуто не было.
Малочисленность оппозиционных партий однозначно свидетельствует о том, что для активного функционирования они должны получать зарубежную финансовую поддержку. Однако запрет на иностранную финансовую и материальную помощь политическим партиям закреплен в законе «О политических партиях». Неофициальные же каналы передачи средств оппозиционным структурам по большей части находятся под контролем белорусских спецслужб (лучшее свидетельство чему - дело М.Маринича).
Ограниченность финансовых средств лишает оппозиционные структуры возможности использовать наиболее важный способ обеспечения своей деятельности - подкуп чиновников государственного аппарата. Законодательство РБ предоставляет общесвенным объединениям широкие права. Вместе с тем оно запрещает создание тех из них, которые провозглашают цели: свержении конституционного строя, пропаганда войны, насилия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни. По данным Министерства юстиции, 1 января 2008г. в Беларуси зарегистрировано 2255 общественных объединений, 19 союзов (ассоциаций) общест.-объед. и 64 фонда. Особое место занимают профсоюзы. Профсоюз - обединение работников, созданное для защиты их интересов, прежде всего для улучшений условий и повышения оплаты труда .Крупнейшим прфсоюзным объединением в Беларуси явл. Федерация профсоюзов Беларуси.
Политическое влияние партий и других общественных объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости гражданского общества. Абсолютное большинство граждан не симпатизирует ни одной политической партии.
31. Политическая элита: сущность, типы и основные системы её формирования ( антрепренерская и система гильдий. Теоретические концепции, пытающиеся обосновать «элиту»:
1.элитные теории Моска. Полагал, что любое общество делится на класс управляемых и управленцев, и главный путь попадания в этот класс – умение управлять. Считал существование элит – неустранимо. Он рассматривал 2 тенденции развития элит – аристократическая (стремление элит стать наследственными), демократическая (обновление элит за счет социума).
2.. Парето полагал, что миром должно править меньшинство – элита-, кот должна иметь след качества : психологические, вражденные и социальные, как результат влспитания и образования.
Элита:
-правящая (элита Лис) метод их работы переговоры, уговоры, лесть
-контрэлита (Львов). Люди, обладающие необходимыми качествами, но не имеют доступа к руководству из-за соц. препонов.
3..Михельс. изучал соц механизмы, порождающие элитарность. Вывел жизненный закон олигархических тенденций.
Понятие “политическая элита”. Политическая элита – это неотъемлемая часть государственной системы. У нее в руках сосредоточена вся политическая власть. Элита непосредственно связана со всеми направлениями деятельности государства. Без нее немыслимо существование государства.
Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития. Отношения элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства. Легитимность власти элиты отличает ее от олигархии.
Причины существования элиты :
-психологич и соц неравенство людей и разное желание принимать участие в полит жизни
-существование разделения труда, треб управленческого труда
-полит пасивность широких масс
-высокая общест значимость управл труда и его стимулирование.
Типология элиты:
В зависимости от источников власти: -наследственная , имеющая право на какие-либо сословные привелегии(дворянство, представители царских династий);
- ценностная, представленная лицами, занимающими престижные и влиятельные общественные и государственные позиции, а также обладающие известностью и авторитетом ( писатели, журналисты, звезды шоу-бизнеса)
- властная, образуемая лицами, обладающими властными полномочиями; - -функциональная, состоящая из квалифицированных прфессиональных управленцев и чиновников.(професионалы, управленцы высшего ранга)
по отношению к власти элита правящая и оппозиционная.
По способу рекрутирования : открытая ( рекрутируется из различных слоев общества) и закрытая (пополняется из собсвенной среды).
По степени социальной представительности и внутригрупповой сплоченности: 1) стабильная демократическая( высокая представительность и групповая интеграция), 2) плюралистическая (высокая представительность и низкая групповая интеграция), 3) властная ( низкая представительность и высокая групповая интеграция), 4) дезинтегрированная( низки оба показателя) Политическое развитие общества тестно связано с системами формирования и смены политических элит. Антрепренерскую систему характеризуют: открытость; широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций в обществе; небольшое число формальных требований; широкий круг экспертов; высокая конкурентность отбора, острота сопнрничества за занятие руководящих должностей. Эта система ориентируется на талантливых людей, она открыта для молодых лидеров и нововведений. Недостаток- большая вероятность риска и непрофессионализма в политике. Система гильдий имеет давние традиции и преобладает в обществах, где господствует недемократические политические режимы. Для неё характерны: закрытость,отбор претендентов на более высокие должности главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный путь продвижения по службе; наличие многочисленных формальных требований. Положит. черты - уравновешенность политич. решений,незначительная степень риска при их принятии, высокая предсказуемость политики, бесконфликтность.Недостаток- бюрократизация,организационная рутина. По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.
Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.
Роль элиты в обществе, в управлении, экономики :
1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли;
2) элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса;
3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;
4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.