Институты государственной власти в Республике Беларусь

1. Президент Республики Беларусь и его конституционная роль в государстве.

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.

3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.

4. Суды и судебная система.

5. Местное управление и самоуправление.

1. Государство – центральное составляющее, сердцевина политической системы, основное средство осуществления политической власти. Оно имеет сложную институциональную структуру, соответствующие ему основные элементы, формы устройства и функционирования.

В условиях Беларуси государственная власть базируется, прежде всего, на прочной правовой основе, исключающей ее понимание как исключительно средство и механизм принуждения и господства. В послании Президента Республики Беларусь Парламенту (2009) была подчеркнута необходимость создания принципиально новой модели государства – эффективного государства, при котором рыночные отношения, а также вопросы экономического, социального, воспитательного процессов должны носить не только регулируемый со стороны государства, но и плановый, подготовительный характер. Речь идет о необходимости создания четкого механизма рационального распределения ресурсов, устойчивого развития на основе демократических форм и методов социального управления, стабильного законодательства и надежных гарантий его реализации, соответствующего идеологического обеспечения. Задача заключается в необходимости создания принципиально новой модели государства, которая наиболее соответствует современным реалиям, является целесообразной в условиях многоукладной экономики, понимается и поддерживается гражданами.

Основными задачами белорусского государства на начало ХХІ столетия являются: - становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики; - обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых, высокоэффективных технологий; - повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека – творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого; - создание эффективного правового социального государства в органичном единении с формированием и развитием гражданского общества.

Конституцией Республики Беларусь определено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны; они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Объединяет эти ветви власти Глава государства – Президент, который, в соответствии с Конституцией (ст.79), олицетворяя единство народа, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет между ними посредничество, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Он выбирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при условии наличия не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выборы Президента назначаются Палатой представителей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан страны, принявших участие в голосовании.

Президент Республики Беларусь Конституцией государства наделен большими полномочиями.

Он назначает республиканские референдумы; очередные и внеочередные выборы в палаты Парламента, местные представительные органы; назначает 6 членов Центризбиркома; определяет структуру Правительства, назначает и принимает отставку его членов; в установленном Конституцией порядке назначает на должности других руководителей важнейших государственных и республиканских органов управления, дипломатических представительств Республики Беларусь. Во время своего президентства глава государства не имеет права занимать другие должности и должен приостановить членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Он имеет полномочия подписывать законы, в установленном Конституцией порядке возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей. Имеет право отменять акты Правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов, приостанавливать решения местных Советов депутатов. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Необходимость предоставления Президенту широких полномочий вызвана особой сложностью и тяжестью груза ответственности этого высшего в государстве ответственного лица. Глава государства в условиях Беларуси воспринимается не только как высший руководитель, но и как политический лидер, определяющий и направляющий всю структуру властных отношений.

Глава государства в силу своего положения вносит серьезный вклад в идеологию, теорию государственного строительства и управления. Ведущая роль в этом по праву принадлежит его ежегодным посланиям Парламенту, которые в соответствии с Конституцией введены в практику с 1997 года. Президент обращается с посланиями и к белорусскому народу и докладывает о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Каждое из таких посланий определяет задачи не только на текущий год, но и по тематике своей выходит с серьезными вопросами на длительную перспективу.

2. Представительным и законодательным органом страны является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

В Палату представителей входят 110 депутатов, избранных всенародно, на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики является палатой территориального представительства, избирается на совместных заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня (городских, районных) каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Восемь членов этой палаты назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, не моложе 30-ти лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, однако одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента.

Срок полномочий Парламента – четыре года. Палаты Парламента избирают из своего состава председателей и заместителей председателей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, а также постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая сессия открывается 2 октября и с продолжительностью не более восьмидесяти дней, вторая – 2 апреля с продолжительностью не более девяноста дней.

Главная функция Парламента – законодательная, создание сбалансированной системы законодательства, которая закрепляла бы в правовых нормах единую оптимальную модель развития экономических, социальных, воспитательных отношений. В подготовке и доработке кодексов, законов важная роль отводится субъектам права законодательной инициативы, к которым, в соответствии с Конституцией относятся: Президент, депутаты Палаты представителей (каждый в отдельности), Совет Республики (в целом), Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов и др. вопросы; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства. Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае нарушения им требований законодательства. Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Конституцией государства Парламенту предоставлено право контроля за выполнением законов и соблюдением законности.

3. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, центральным органом государственного управления в стране является Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. В состав его могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Работой Правительства руководит премьер-министр, который назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Правительство:

· руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

· обеспечивает исполнение Конституции, законов государства, а также декретов, указов и распоряжений Президента;

· отменяет при необходимости акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

При этом Правительство использует разнообразный комплекс методов управления, осуществляет последовательный переход от административных к преимущественно экономическим и социально-психологическим методам.

4. Судебная власть в Беларуси принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации. Суды окончательно разрешают большинство правовых споров. Они независимы при осуществлении правосудия, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, который формируется Президентом и Советом Республики в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

Особое место в судебной системе отводится общим судам, имеющим свою вертикаль, призванным обеспечивать контроль за соблюдением законов и законности в государстве. Вынесение ими законных, обоснованных решений и приговоров по рассмотренным делам, несомненно, выполняет огромную профилактическую роль в искоренении причин и условий преступности и административных проступков, несет важную воспитательную функцию.

В условиях серьезных экономических неувязок значительно возрастает роль хозяйственных судов, органов, которые от имени государства призваны обеспечить объективное разрешение хозяйственно-экономических споров, восстановить нарушенные права субъектов экономических правоотношений независимо от их формы собственности.

Они принимают действенные меры к нарушителям налогового, таможенного, инвестиционного законодательства. Важной их обязанностью является создание такой обстановки, чтобы законы по экономическим вопросам в полной мере выполнялись на территории государства, а в случае их невыполнения нарушители несли предусмотренную законом имущественную и иную ответственность.

5. Самоуправление определяется, как право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы. В Европейской хартии Местного Самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя и рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Местное (муниципальное) управление имеет дело с частными, местными вопросами, затрагивающими лишь жителей определенной территории, города, села. Понятие «муниципальный», являющееся синонимом слова «местный», латинского происхождения. В Римской империи слово municipium обозначало название города, имевшего привилегию самоуправления (т. е. жители сами избирали должностных лиц), а не управлявшегося императорскими чиновниками. В свою очередь слово municipium происходит от двух слов: munis (ноша, бремя) и сарio, recipio (принимаю на себя, беру). Жители брали на себя некоторую «ношу» по управлению собственными делами. Такой экскурс в историю термина дает возможность сравнить две модели управления местными делами. Нередко они называются местным самоуправлением, но это не так. Если местные органы власти формируются сверху, назначаются государственной властью — это местное (муниципальное) управление. Избираемость же должностных лиц самими жителями данной территории, их независимость от государственной власти в решении местных дел дает возможность говорить о местном самоуправлении.

В статье второй закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» содержится следующее определение: местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Из истории становления и развития местных органов управления и самоуправления известно, что создание специальных органов самоуправления стало возможным в Беларуси благодаря Магдебургскому праву. В 1499г. Минск (Менск) получил право избирать орган самоуправления. Затем в XIV-XV вв. и многие белорусские города получили право на самоуправление, так называемое Магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление). Привилегии на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже – белорусским общеимперским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Органы самоуправления существовали как независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглавлял войт из шляхты или богатых мещан. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Местное самоуправление и управление, согласно белорусскому законодательству, действует в соответствии со следующими принципами: 1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; 3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления; 4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов; 5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления; 6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни; 7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению; 8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы; 9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории; 10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Функции органов местного самоуправления и управления, под которыми понимаются направления их деятельности, обусловлены самой их природой, принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремиться местное самоуправление, можно свести к следующим:

1) обеспечение участия населения в решении местных дел. Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления, что предполагает создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержку инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления. Большое значение для осуществления данной функции местного самоуправления имеет проблема гарантий прав граждан на преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и участие в самоуправлении, совершенствования форм и методов такого участия, а также деятельности органов местного самоуправления. Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через органы местного самоуправления;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления. Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и т.д.;

3) обеспечение развития соответствующей территории. Местное самоуправление означает, что население, органы местного самоуправления берут на себя ответственность за решение всех вопросов местной жизни;

4) обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Функция обслуживания населения — одна из основных функций местного самоуправления;

5) охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Основные задачи по охране общественного порядка в системе местного самоуправления выполняют территориальные подразделения органов внутренних дел (например, местная милиция);

6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных законодательством.

В Беларуси местное самоуправление включает ряд локальных институтов представительной и непосредственной демократии, которые в совокупности, тесно взаимодействуя, призваны обеспечивать наиболее полное выражение интересов населения, его волеизъявление, удовлетворение насущных потребностей. Принципы, положенные в основу местного самоуправления в нашей стране, в значительной степени приближены к тем, на которых в свете Европейской хартии базируется местное самоуправление в странах Европейского союза. Основное звено данной системы Республики Беларусь — Советы депутатов. Они избираются гражданами и представляют государственные органы на территории соответствующих административно-территориальных единиц. В Беларуси сегодня более 1600 местных Советов. В отличие от местных представительных органов, формируемых в странах Западной Европы, у нас Советы депутатов подотчетны гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Советы осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством. Основная форма деятельности Совета — сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На ней могут рассматриваться такие вопросы, как: 1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты; 2) установление местных налогов и сборов; 3) определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; 4) назначение местных референдумов; 5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их деятельности; 6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя; 7) утверждение в должности председателя исполнительного комитета; 8) формирование структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности; 9) образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий, утверждение и изменение их состава, избрание и освобождение от обязанностей их председателей; 10) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации председателя исполнительного комитета; 11) отмена в случае несоответствия национальному законодательству распоряжений председателей Совета и исполнительного комитета, решений исполкома, актов органов территориального общественного самоуправления; 12) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений; о) утверждение и изменение регламента Совета; 13) решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с действующими законами; 14) принятие решений о выпуске местных займов; 15) перераспределение полномочий между Советами различных уровней, делегирование отдельных полномочий исполнительному комитету, местной администрации, органам территориального общественного самоуправления; иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета.

В Республике Беларусь существует три территориальных уровня местных советов, что позволяет в законодательстве более четко определять полномочия:

1. Первичный уровень. К нему относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы; 2. Базовый уровень. Ему принадлежать городские (городов областного подчинения), районные Советы; 3. Областной уровень. Его составляют областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Согласно Конституции страны, местные Советы депутатов избираются на четыре года на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Их полномочия сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Современный депутатский корпус состоит из 23,5 тыс. депутатов. Более 400 из них работают в Советах областного уровня, более 4,5 тыс. — в Советах базового и более 18 тыс.— в Советах первичного уровня. Наибольшее представительство в действующем составе имеют труженики агропромышленного комплекса — около 35%. Работники образования, науки и культуры составляют около 20%, промышленных предприятий — примерно 13, здравоохранения, социального обеспечения и торговли — 1, государственных органов — около 15%.

И отечественный, и мировой опыт свидетельствуют, что именно местные органы самоуправления способны решать наиболее насущные для населения данной территории вопросы жизни и обустройства. Поэтому формирование их эффективной модели представляет собой одну из ключевых задач развития нашего государства и государственности, является неотъемлемым критерием демократии, действенным способом привлечения граждан к участию в решении многих дел.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте конституционную роль и место Президента Республики Беларусь в системе государственной власти.

2. Каковы роль и место Парламента в системе органов государственной власти?

3. Каковы полномочия и функции правительства – Совета Министров как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти Республики Беларусь?

4. Раскройте назначение, структуру и особенности функционирования в Республике Беларусь судебной власти.

5. Каковы особенности деятельности местных органов управления и самоуправления?

Наши рекомендации