Структура политологии, её взаимосвязь с другими общественными науками
Политология – это наука о государстве.
Она представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Она изучает отношения различных социальных, этнических и религиозных групп. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира. Также она выступает теоретической основой политических реформ и реорганизаций, разрабатывая оптимальные формы сочетания и гармонизации политических интересов и интеграции общества. Структура политологии: 1. теория и методология п-ки,кот раскрывает методологические,филос-ие основы п-ки и полит отн-ий,сущность полит власти. 2.теория полит системи их элементов,кот изучает осн-ые составляющие системы(разл учреждения,гос органы) 3. теория упр соц-полит процессами,кот изучает цели,задачи и формы пол руководства и управ-ие общ-ом. 4. история полит учений и полит идеология-раскрывает генезис полит науки,зучает содержание осн идей,функций полит идеологии. 5. теория междунар-ых отн-ийрассматривает проблемы внешней и мировой политики,внешнеполит деят-ть гос-ва,международное право. . Оставшиеся после парижского коллоквиума 1948г. расхождения в вопросе о структуре политич. науки отражают особенности развития самой политич. сферы жизни общества в различных странах и, с учетом международных стандартов, определяются профессиональными сообществами политологов национального масштаба.
Место политологии среди других обществоведческих дисциплин
Наряду с политологией , сущесвует еще ряд политических наук, предметом изучения которых являются отдельные стороны политической действительности. Это- политическая философия, теория международной политики, политические история, социология, психология, антропология , география. .
Политическая история изучает изменение политич. институтов и норм в процессе историч. развития общества; выявляет роль в этом прцессе различных субъектов политики; изучает политич. события и идеи прошлого.
Политическая социология исследует социальные механизмы осуществления политич. власти, взаимоотношений политики и других сфер жизни общества. Она в больше степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть м/д различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и безфункциональных аспектов
Политич. география исследует взаимосвязь географических условий жизни общества и политики. Геополитикаисследует зависимость политики в различных странах от их пространственного положения, климатических условий и других природных факторов. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на результаты голосования избирателей.
Теория международных отношений изучает межгосударственный и глобальный уровни политико- властных отношений. Экономика изучает политич. процессы в контексте отношений людей по поводу накопления, приращения и перераспределения материальных благ. . Политич. психология изучает субъективные факторы политич. процессов (эмоции, воля, воздействие политики на психолог. хар-ки личности,группы)
Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а так же показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.
Теория гос-васосредоточена на изучении роли гос-ва как общественного института и основного элемента политич. систем. Теория права использует выводы политологии в разработке правовых норм. .Политическая философия представляет собой отрасль или подраздел философии, имеющей своим объектом изучения и трактовки, сферу политического. Ее задача установление в политике добра и зла, справедливого и несправедливого, совершенного и несовершенного и т.д.
К наукам о политике также относятся: логика, семиотика, кибернетика, статистика, этнология, демография и т.д.
6. Власть как социальное явление, основные концептуальные подходы к пониманию сущности власти. Власть-это система социальных отношений «господства-подчинения», форма организации индивидуальной и общественной жизни. Власть есть особый вид отношений между субьектом и объектом с целью достижения определенных результатов. Сущность власти состоит в способ-ти проводить свою волю. Она закл-ся в способ-ти предавать отношения м/д людьми целесообразность и упорядоченность. Упорядоч-ть отношений м/д людьми осущ-ся властью с помощью различ. средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха, авторитета.
Власть сущ-т везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производстве, коллективах, организациях и учреждениях. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа и, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Объект власти. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъектаРесурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Проблема власти — одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории.
Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет анализа знаменитого итальянца — реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право; основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели.
При этом он, однако, полагал, что государственная власть не должна находиться в руках того или другого класса, а должна «обнимать» все те общественные элементы, из которых слагается государство.
Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс, который называл государственной властью «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие». Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу.
Подобно политическим теоретикам прошлого современная политология рассматривает политическую власть как форму социальной власти, как неотъемлемый элемент организации людских сообществ и управления ими.
Существует многообразие концепций власти в политич. науке. Любая концепция власти связана с ее опред. интерпретацией. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены В современной теории политики подходы к решению вопроса следующие:
1. Классовая (марксистская) концепция — признание классовой природы политической власти. Власть определяется как организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими общественными классами.
2. Элитарная точка зрения: власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством).
3. Структурно-организационная концепция. Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Власть суть социальное сосредоточение командования; это то, что в обществе является организованным, структурным, безличным, представительным. 4.Поведенческая концепция власти: понимание власти как взаимодействие индивидов в процессе их политического поведения.
Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми.
7.Структура властного отношения. Основные функции власти Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий, средствами, характером и свойствами субъектов власти.
Это макроуровень (высший уровень) — центральные институты власти; мезоуровень(средний уровень) — органы и аппараты власти, подчиненные политические институты; микроуровень (низший уровень) — связанный с малыми группами, взаимодействиями между ними; мегауровень — власть международного сообщества.
Каждый из названных уровней может подразделяться на две формы: легально-официальная, представленная в виде формализованных структур, и нелегальная— это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов и т.д..
Отношения власти на микроуровне проникают во все общественные структуры и взаимодействуют с неполитическими видами власти — семейной, групповой, административной, педагогической и т.п. Здесь формируется социально-политическая среда, от которой зависят властеотношения на других уровнях.
Самоуправление также является одной из форм властеотношений.
С усложнением и прогрессом общества растет и углубляется взаимозависимость субъекта и объекта властных отношений, способность их к взаимопереходу в процессе функционирования. Властные отношения приобретают разнообразные формы единства противоположностей: организация и самоорганизация, регуляция и саморегуляция, управление и самоуправление. Устойчивость властных систем зависит от того, насколько они способны удерживать эти противоположности, разрешать их и одновременно воспроизводить.
Власть- это ассимитричное волевое отношение, при котором один субъект подчиняет своей воле деятельность другого субъекта. Для возникновения властных отношений необходимо: 1) наличие, как минимум,двух субъектов 2) выражение воли властвующего субъекта 3) использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти 4) подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется. Источники власти – объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства ( авторитет, сила, законы, богатство, знание ). Ресурсы власти – это основания власти, используемые для ее укрепления или перераспределения в обществе. Важнейшей причиной подчинения является неравноправное распределение ресурсов власти. Деление ресурсов происходит по важнейшим сферам жизнедеятельности человека. 1) Экономические – деньги, земля, полезные ископаемы, продукты, питание (общее производство и потребление). 2) Социальная – доход, богатство, должность, престиж, образование, соц. обеспечение. 3) культурно-информационные – знания, информация (институт науки и образования, СМИ и т.д.). 4) Силовые – оружие, аппарат, физ.принуждение, армия, полиция, милиция, суд, прокуратура, тюрьма. 5) демография – люди, они явл-ся универсальными ресурсами, создают другие ресурсы. Элементами политич. власти явл.: 1) Субъект власти-субъект, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.2) Объект власти – субъект, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю властвующего субъекта 3) Процесс властвования,т.е. способы,механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. 4) Средства властного воздейсвия – совокупность ресурсов, использ. субъектом властвования для реализации своей воли посредством действий подвластного субъекта.5) Социальные нормы, механизмы регулирования общественной жизни, обеспечивающие соответствие между целями социальных субъектов и средствами их достижения. Структура власти.Субъект: государство, парламент, полит. лидер, партии и т.д. Объект: человек, масса людей, социальные слои, группы. Источник: авторитет, сила, законы, богатство, знание. Средства: принуждение, убеждение, поощрение, право традиций. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мотивация подчинения: 1)страх перед санкциями; 2) привычка повиноваться – одни из ведущих мотивов традиционного общества (монархия в различных вариантах); 3) власть построена на интересе, она стабильна, личная заинтересованность заставляет подчиняться; 4)подчинение по убеждению – мотивация сожная, связана с главными слоями сознания, убежденность индивида подчинения гос-ву, власть исходит из патриотических нравственных, религиозных убеждений индивида; 5) авторитет – наиболее благоприятная для власти мотивация подчинения. Эта мотивация формируется на общей заинтересованности объекта и субъекта. Авторитет: истинный и сложный, научный (уровень научной компетенции), деловой (навыки, ум и т.д.), моральный (высокие качеств. свойства), религиозный, статусный (уважение к должности).
Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ. Функции власти: 1)интеграционно-регулятивные. а) достижение общесвенного согласия, б)поддержание общественного порядка и стабильности, в) координация, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами, г) выявление и разрешение конфликтов. 2) функции руководства и управления а) подготовка, принятие и реализация решений, б) организация их выполнения, в) контроль за реализацией принятых решений, г) оценка их эффективности и корректировка. Механизм политической власти. Совокупность различных форм внешнего материализованного выражения политической власти - учреждений и организаций, устной и печатной продукции (документов, законов, норм, правил, приказов, инструкций) - образует ее механизм. В свою очередь механизм политической власти является органической частью более общего механизма, посредством которого осуществляются политико-властные отношения. Такой более общий механизм называется политической системой общества.
9.Проблема легитимности и легальности политической власти. Типы легитимности по М. Веберу. Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами. Чтоб политич. власть успешно выполняла свои функции в обществе, она должна соотв. требованиям эффективности, легальности и легитимности. Эффективность власти – это ее результативность. Легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. Легальностьозначает осущ. власти а рамках закона(законность власти).Это сугубо правовая категория, означающая юридическое оформление власти, закрепление в нормативно-правовых актах ее происхождения, полномочий и методов осуществления. Легальность устанавливается и гарантируется гос-вом.
Понятие легитимности означает признание обществом, массами обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимизация – процесс роста общественного признания лидеров и институтов полит. власти. Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов полит. власти.
Легитимной является правящая группа, право которой па власть признано и подтверждено в какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая, а не навязанная им. Легитимность - это законность власти и обществен. поддержка. Но чаще всего легитимность — предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти этих сил. Считается основопол-ком теории господства. Политическое господство означает организацию в обществе отношений властвования и подчинения. Господство – это полит. порядок, при кот. одни командуют, а другие подчиняются, хотя все это может происходить демократическим путем.
Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти. Она предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества. М. Вебер выделяет 3 пути обеспечивания легитимности власти: традиционный – вл. по наследству, монархия; конституционно-легальный (источ-к вл. – народ), харизматический (избранный владеет особыми качествами). В связи с этими путями он выделяет 3 уровня легитимности власти: 1)идеологический – основан на соотв-ии власти установившемуся типу социализации человека и его интеграции в полит.системе;характерен для тоталит.о режима и достигается путем интенсивной пропаганды. 2) структурный – характерен для устойчивых обществ, где порядок формир-ия власти стал привычным;люди признают власть, т.к. она сформирована на законах. 3) персональный – по мнение Вебера она заключена во всеобщем одобрении властвующего лица. Причины различны. Как правило, харазматичный лидер идентифицируется с идеалом лидера, с личным выбором. Рождает любовь, восторг, поклонение, полное подчинение
В политической истории сформировались и в науке описаны различные типы легитимности власти: — легальныйтип легитимности: власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности — общее понимание норм, установленных законом. — идеологическаялегитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности — идеологические ценности (для тоталитарной организации общества); — традиционнаялегитимность: власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, укорененным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Источник легитимности — традиционное сознание; ( базируется на вере в священный характер обычаев и традиций, их непоколебимость, характерна для монархии); — структурнаялегитимность: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур инорм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности — специфические политические структуры; — харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Источник легитимации — личный авторитет правителя; Персонализированная– основывается на позитивном отношении к личности руководителя гос-ва, личность руководителя может идентифицироваться с идеалом. Эта легитимность связана с расчетом, доверием, предпочтением. Этническая– формирование властных структур по национальному признаку
— легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности.Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система. Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима
Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.
Признаками падения легитимности власти являются:
1. Рост степени принуждения;
2. Ограничение прав и свобод;
3. Запрещение политических партий и независимой прессы;
4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;
Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.
11. Типология политических систем.
Полит.система – это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти. Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной политологии в политической системе выделяют четыре группы элементов: политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.); полит.отношения; полит.принципы и нормы; политическое сознание и политическую культуру. Главным институтом политической системы является государство.Типы современных политических систем.
Различают 3 типа политических систем в зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют: демократические(народовластие,свобода,равенство,права человека, Подчинение меньшинства большинству при принятии политических решений, народ избирает представителей власти),авторитарные(полномочия такой власти закреплены в законах, которые она принимает по своему усмотрению, политическое манипулированиев управлении обществом, низкий уровень полит. культуры граждан),тоталитарные(всеобъемлющий контроль над обществом,монополия власти на информацию,власть регулирует все сферы общества и частную жизнь граждан). Распространено деление политических систем на традиционные, модернизированные и переходные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. В соответствии с типами политич. культуры: доиндустриальные(скрытые формы политическоко интереса), тоталитарные ( особое сочетание апатии и конфортизма), континентально-европейская ( присутствие доиндустриальных культур и региональных субкультур), англо-американская (готовность к эксперементам, плюрализм ценностей, рациональность).
По принципу соединения элементов: моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.
+: 1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.
2.- Возможность быстро про контролировать исполнение решений.
3.- Отсутствие конфронтации.
-: 1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.
2.- Отсутствие политической конкуренции.
3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.
Плюралистическая пс.
условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.
+: 1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.
-: Способность нарушения целостности общества. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующие на реформы.
По признаку участия в политическом процессе выделяют либеральную демократию, где высока степень добровольного, но пассивного участия, коммунистическую, характеризующуюся высокой степенью принудительности, развивающуюся — с низким участием в политике.
Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.
Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти и ряд других.
В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы — рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.
Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.