Политология как наука и её взаимосвязь с другими общественными науками

Основные направления современной политологии.

1. Социологическое направление (Вебер, Дюркгейм), делающее акцент на связи общества и власти.

2. Институциональное направление (Липсет), фокусирующееся на устойчивых формах организации и регулирования общественной жизни.

3. Системно-функциональное направление (Парсонс), рассматривающее политику как систему, элементы которой имеют отдельные определенные функции.

4. Теории демократии.

5. Теории бюрократии (Мертон).

6. Концепции тоталитаризма (Аренд, Поппер, Хайек).

7. Психологическое направление (Фромм).

8. Футурологическое направление (Фукуяма).

9. Сравнительная политология (Алмонд, Верба, Хантингтон).

Власть как социальное явление. Ресурсы власти.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

- это вид управления, регулирования и контроля, способность распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

- это средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

- несомненен волевой характер власти, благодаря ей действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

- власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение ее регулирования и контроля.

Необходимость власти порождена 2 след. обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

Две осн.хар-ки власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу этих явлений.

1) мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

2) ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и сил и как следствие — необходимость реализации политики во властной форме.

Ресурсы власти - средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Ресурсы, используемые для оказания воздействия на др.человека (группу), м.б. самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия; 2) утилитарные, когда влияние обеспечивается в обмен на предоставление подчинявшемуся каких-либо материальных благ или др.возможностей удовлетворения своих определённых потребностей, в т.ч. потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчиняясь, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношениевластителя и т.д.;

3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов называется иначе статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии - партийному лидеру, граждане - правительству.

Форма государства.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии “форма государства”.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория “сущность государства” определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через

различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства:

- форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские):

1) Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

— власть передается по наследству;

— осуществляется бессрочно;

— не зависит от воли населения.

2) Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

— выборность власти;

— срочность;

— зависимость от воли избирателей.

- форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные):

1)унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии)

2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде)

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства.Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

4) специфические формы гос. устройства: империи, протектораты и прочее.

- политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Политология как наука и её взаимосвязь с другими общественными науками

Политология изучает мир политического.

Политика – особая сфера жизнедеятельности людей, которая связана с властными отношениями (Аристотель)

Политика – (Аристотель) цивилизованная форма общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни.

Мир политики очень быстро входит в обиход; и раньше вопросы политики были очень актуальны, в сов.время общество политизировано: полит.география, экономика, но политологии не было, т.к. тоталитарный режим (всеобщий контроль над человеком, который не терпит плюрализма), и только в 90-ч гг. появилась политология. Демократия даётся очень сложно, по\тому надо учить политологию.

Политология – наука об устройстве, распределении, осуществлении власти в полит.сообществе. проявляется через взаимодействие институтов публичной власти с обществом и индивидами.

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли

- политическая философия

- политическая социология.

- политическая психология

- политическая антропология

Законы политологии:

- зависимость демократии от полит.культуры граждан. Долгое время политика была тайной, с 90-х гг. она стала открыта, мир ореола с неё сошёл ->«Политика – грязное дело». Но политику воспринимать надо любой, без неё общество существовать не может. Политика – искусство возможного.

- о необходимости разделения властей. Основопол.: Локк, Монтескьё; нельзя, чтобы власть сосредотачивалась в одних руках

- взаимосвязь между экономикой и политикой: нельзя ставить высокие цели, когда народ не одет, не обут и беден

Предмет политологии:единого мнения на этот счёт нет, 2 точки зрения:

- американский (прагматический): политология – одна из наук, изучающих гос-во, властные отнош-я, взаимодействие классов, партий, т.е. предмет политологии – вся политика. Американский подход – получение прибыли, выгоды из всего

- европейский подход (академический): Европа – колыбель мировой цивилизации, теоретический подход. Считает, что политология – единая наука, изучающая гос-во.

Роль политики в обществе:

- обеспечить целостность и стабильность общества

- мобилизует соц.ресурсы на удовлетворение обществ. потребностей

- предотвращение и разрешение соц.конфликтов

- использование принуждения и насилия для реализации общей воли

Парадигма политики. Этот термин впервые употребил амер.историк Кун; это направления в теории познания

- теологическая (в центре всего - Бог)

- натуралистическая (попытка объяснить политику природн.факторами)

- бихевиористическая (поведение чел-ка на опред.полит.ситуации, как этим поведением манипулировать)

- социальная (объяснения полит.процессов через соц.факторы)

Свзанас науками, изучающими человека и общество:

- антропология (человеч.останки и изучение по ним прошлого)

- этнография

- философия

-социология

-правоа

-психология, этика, эстетика

Но особенно тесно связана с идеологией и историей, т.к.политика – это борьба идей и «история – это прошлая политика, а политика – это сегодняшняя история».

2. Методы и функции политологии. Её основные понятия и категории.

Функцииреализуют социальную роль политологии в общественной жизни и образовании:

- познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных

компонентах;

-прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

- практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

-идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

-культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

-воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

-диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

-системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

-формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях:

- описание

- разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы)

-статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта.

-математические методы сбора и обобщения политической информации.

-методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики

Основные понятия (категории) политологии

Понятия и категории политологии можно классифицировать по различным основаниям. Прежде всего, можно разделить не понятия и категории общей теории, политики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политическая норма, политический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественные движения, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты

политической реальности являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие. Как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории, смежных с нею научных дисциплин.

Своеобразие политологии как науки заключается в том, что ключевым вопросом и основной ее категорией является политическая власть. Все социальные явления и процессы политология рассматривает относительно политической власти. Именно категория «политическая власть» наиболее полно отражает сущность и содержание феномена политики. Последняя имеет место там, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.

1)Политика–область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

2) Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. П.с. не имеет физического воплощения или формальной модели существования, представлена институтами, процессами, взаимоотношениями, задействованными в механизме формирования политической повестки и принятия решений.

3) Власть– специфическое отношение, по крайней мере, между двумя объектами, один их которых подчиняется распоряжениям другого.

4) Политическая власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.

5) Политическое поведение – форма участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.

6) Политическая деятельность – политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений.

7) Политическое сознание – осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок. П.С. развивается от знаний о политике и проверке их убеждением и практикой.

8) Политическая культура–часть общей культуры общества и личности, проявляющаяся в политической сфере.

9) Политическая идеология–это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определённых социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

10) Политический режим(режим от франц.-порядок управления) – система присущих данному типу государства методов реализации власти, господствующих форм идеологии и социальных отношений, а также состояние политической культуры.

11) Правовое государство–тип государства, в котором достигнута всесторонняя политико-юридическая защитаинтересов и прав личности, объединений, организаций и других субъектов права, обеспечено верховенство закона и неукоснительное его соблюдение.

12) Гражданское общество–общественное устройство, при котором многоукладная экономика, верховенство закона, демократизм политической системы, действие моральных норм обеспечивают каждому гражданину свободный выбор форм экономической и политической деятельности.

Наши рекомендации