Внешняя сторона инструментализма
(изЯ/gby, 1993:15)
1. В каждом методе есть свои сильные и слабые стороны. Для того чтобы
добиться успеха, творчески использовать нужные методы в нужные мо
менты, необходимо в полной мере знать и те, и другие, а также побочные
эффекты каждого из них. Секрет состоит в том..., чтобы понять, когда,
как и какие инструментальные средства использовать.
2. Инструментальные средства оцениваются по степени их пригодности, а
не по степени новизны.
«
3. Инструментальные средства для людей, а не люди для инструментальных
средств. Сторонники того или иного метода менеджмента расхваливают
его столь же громко, сколь безудержно его поносят противники. Истина в
том, что инструментальные средства ни при чем: процветающие и разва
ливающиеся компании создают люди.
инструментарии, но инструментарии правильно применяемом (см. «Внешняя сторона инструментализма»).
В случае необходимости (но только в этом случае!) плановики могут заниматься и формальным планированием, но используя его исключительно в качестве средства создания программ реализации выходящих из черного ящика стратегий. Они могут быть кодифицированы, усовершенствованы, переведены на язык частных программ для частных случаев, повседневных планов и смет, а также использованы в качестве средств коммуникации и контроля.
Конечно, творчески настроенные плановики иногда могут выступать и в качестве стратегов (т. е. внедряться внутрь черного ящика). Но такая позиция в большей степени зависит не столько от формализованных методов планирования, сколько от личных знаний, творческих навыков и способности к синтезу.
Одни из этих ролей более формально-аналитические, другие — менее. Следовательно, организациям необходимо различать два типа плановиков, которых условно можно назвать «левшами» и «правшами». «Левша» поощряет творческое стратегическое мышление, он поднимает сложные вопросы, старается выявить в потоке действий организации спонтанные стратегии. «Правша» имеет дело с более формальным видом стратегического анализа, преимущественно с
7Q Глава 3
программированием явно предначертанных стратегий, которые (надеемся, что
наша дискуссия сделает-это ясным) подходят, скорее всего, только стабильно
му, предсказуемому контексту — или, что то же самое, контексту, контролируе
мому организацией. Но когда наступает эпоха серьезных перемен и ситуация
становится гораздо менее стабильной, предсказуемой и/или контролируемой,
мы рекомендовали бы обратиться, во-первых, к более свободным формам раз
работки стратегии, а во-вторых, к плановику-«левше», а не к указаниям школы
планирования. •
ШКОЛА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Построение стратегии как АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В пауке, как и в любви, концентрация на технике нередко приводит к импотенции.
Бергер
В |
начале 1980-х гг. господствовавшие на поле стратегического менеджмента экономические ветры унесли или, по крайней мере, «разогнали по углам» большую часть традиционной прескриптивной литературы. Школа позиционирования признает многие исходные положения*школ планирования и дизайна и их фундаментальные модели, добавляя со своей стороны к их содержанию два важных аспекта. Во-первых, она в буквальном смысле подчеркивает значение стратегий самих по себе, а не только процесса, посредством которого они формируются. И во-вторых, она уходит от деклараций школы планирования и повторений модели школы дизайна: школа позиционирования, фокусируясь на содержании стратегий, открыла для всестороннего исследования предписывающую сторону стратегического менеджмента.
Теперь-то ученым и консультантам было во что вонзить зубы: они получили возможность заняться изучением наиболее адекватных организациям стратегий и предписанием того, в каких контекстах они будут наиболее эффективны. Таким образом, область, которой в начале 1980-х гг. фактически присвоили наименование «стратегического менеджмента», получила толчок, вознесший ее на небывалые высоты. Чуть лине ежедневно проводились научно-практические конференции, множились различные курсы, то тут, то там.появлялись новые журналы и консультационные фирмы, так называемые «стратегические бутики» — возникла целая «индустрия стратегии». Принимая во внимание масштабы школы позиционирования, а также то, что она и сегодня пользуется большим влиянием, в нашей книге мы отводим ей весьма значительное место.
Появление М. Портера
Переломным для судьбы школы позиционирования стал выход знаменитой книги М. Портера «Конкурентная стратегия» (Porter, 1980). Едва ли публикация одной книги может ознаменовать появление новой школы, но то, что она подействовала как очень сильный стимулятор, несомненно. К тому моменту ученые и практики во многом разочаровались в школах дизайна и планирования, повсеместно ощущалась потребность в новой прочной основе. Так же, как небольшое возмущение может привести к внезапному застыванию перенасыщенного раствора, так и «Конкурентная стратегия» связала воедино интересы целого поколения ученых и консультантов. Последовала огромная волна активности, которая быстро сделала эту школу доминирующей в своей области.
Конечно, книга М. Портера была отнюдь не первой посвященной содержанию стратегий фундаментальной работой (более того, основное внимание в ней уделялось не столько содержанию стратегий, сколько методикам проведения конкурентного и отраслевого анализа). И ранее публиковались труды на эту тему — прежде всего следует назвать работы таких авторов, как Дан Шендел и Кен Хаттен из Бизнес-школы Краннерта Университета Пурдью. Тот же М. Портер позаимствовал
Школа позиционирования f 73
многие идеи из отраслевой организации, области экономике, рассматривающей указанные проблемы (но ученый делает акцент на поведении не отдельных фирм, а отраслей). Здесь нам необходимо вспомнить и авторов, посвятивших свои труды изучению военных стратегий, на протяжении веков анализировавших стратегические преимущества и ограничения вооруженных сил на примерах битв и сражений.