Понятие «политический процесс».

Политический процесс- это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов госуд. власти. Сущность.Термин процесс определяется в двух смыслах: 1) последова­тельная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достиже­ния какого-либо результата. Результаты политической деятельности выража­ются в реальных изменениях социально-политической дей­ствительности. Но эти изменения часто оказываются не тождественными субъективным устремле­ниям, так как наряду с задуманными результатами могут быть и неожиданные.Таким образом, политический процесс можно определить как последовательную смену состояния социально-полити­ческой действительности, в первую очередь политической системы общества и ее отдельных элементов, происходящую в результате совокупной деятельности социально-полити­ческих субъектов (политических сил), связанной с завоева­нием, удержанием и использованием в своих интересах по­литической власти. Политический процесс— это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечи­вающее достижение общественных целей с помощью меха­низмов и ресурсов государственной власти.

Все, что происходит в политической жизни общества, — явления, события, поведенческие акции субъектов власти, из­менения их статусов и влияний, деятельность и трансформа­ция политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды — подпадает под категорию «по­литический процесс». Политический процесс раскрывает эво­люцию политических явлений — развитие и изменение их со­стояний во времени и пространстве.

Структураполитического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, сред­ства и методы политической деятельности. По своей структуре ПП состоит из следующих элементов:

1. субъект – носитель власти.

2. объект, который д.б. создан/достигнут как цель процесса.

3. средства, методы, ресурсы ПП – это информация, знания, достижения науки.

Организация ПП начинается с замысла идеи разработки планов. Субъектам необходимо выбрать цель, в соответствии с целью начинаются задачи, выбираются средства, ресурсы и методы, определяется исполнитель, темпы и сроки исполнения, число участников, их состав.

3 режима протекания ПП:

1. режим функционирования, который не выводит полит систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов гос. власти.

2. режим развития – структуры и механизмы власти выводят политику и государство на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования граждан. Вместе с этим режимом м. применять гибкие стратегии/технологии власти с учетом разнообразных интересов.

3. режим распада полит целостности – обостряются взаимоотношения граждан и власти, принимаемые властями решения не выполняются. В результате утрачивается способность управления и регулирования соц. отношений.

Полит процесс м. разделить на 5 стадий:

1. формирование/вызревание полит приоритетов – на этой стадии определяются условия и ситуация, в которой появились проблемы. При этом частная проблема м стать политической. На этой стадии определяются приоритеты.

2. выдвижение полит приоритетов на повестку дня – происходит при помощи определения группы давления, при помощи СМИ, депутатов.

3. формирование полит проблем, требующих принятия полит решений и их принятия – проводится экспертиза, консультации, разрабатывается конкретные программы, принимаются конкретные решения. Они м.б. в виде законодательных актов, в виде решений правительства. Существует несколько видов принятия решений:

а) рационально-универсальные – предполагает однозначное определение сути проблемы и выбор оптимального варианта достижения цели.

б) метод «ветвей» - принятие частичных решений, направленных на улучшение ситуации, а не на полное решение проблемы.

в) смешанный метод (1+2) – различное действие в различных условиях.

4. приведение в действие механизма реализации полит решений – как это сделать.

5. оценка результатов полит решений – эффект принятых решений, как они выполняются и каков итог.

Критерии оценки результатов м.б. разные:

1. исходя из партийных и плановых интересов.

2. с т. зр. затрат.

3. с т. зр. социальной значимости

Финальная стадия (5) м.б. основой для нового витка полит процесса.

Основу по­литического процесса составляет деятельность, а точнее, по­литическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Деятельность политических субъектов (как правило, рядовых граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в орга­нах власти, а также посредством массовых акций (демон­страций, забастовок и т.п.), часто обозначают категорией "политическое поведение".

Цели, которые ставят перед собой субъекты полити­ческой деятельности, различны. Они могут быть направ­лены на укрепление политической системы, ее реформи­рование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на созда­ние условий для удовлетворения потребностей. В полити­ке к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.

Многогранно содержание политического процесса:

• изучение общественных проблем и определение полити­ческих приоритетов;

• разработка концепций (моделей, программ) общественно­го развития;

• принятие политических решений, организация и контроль их исполнения;

• урегулирование политических конфликтов;

• совершенствование избирательной системы и проведение выборов;

• политический маркетинг — проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;

• оценка субъектами политики эффективности своих дей­ствий.

Наши рекомендации