Понятие «политический процесс».
Политический процесс- это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов госуд. власти. Сущность.Термин процесс определяется в двух смыслах: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Результаты политической деятельности выражаются в реальных изменениях социально-политической действительности. Но эти изменения часто оказываются не тождественными субъективным устремлениям, так как наряду с задуманными результатами могут быть и неожиданные.Таким образом, политический процесс можно определить как последовательную смену состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества и ее отдельных элементов, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), связанной с завоеванием, удержанием и использованием в своих интересах политической власти. Политический процесс— это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, — явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды — подпадает под категорию «политический процесс». Политический процесс раскрывает эволюцию политических явлений — развитие и изменение их состояний во времени и пространстве.
Структураполитического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности. По своей структуре ПП состоит из следующих элементов:
1. субъект – носитель власти.
2. объект, который д.б. создан/достигнут как цель процесса.
3. средства, методы, ресурсы ПП – это информация, знания, достижения науки.
Организация ПП начинается с замысла идеи разработки планов. Субъектам необходимо выбрать цель, в соответствии с целью начинаются задачи, выбираются средства, ресурсы и методы, определяется исполнитель, темпы и сроки исполнения, число участников, их состав.
3 режима протекания ПП:
1. режим функционирования, который не выводит полит систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов гос. власти.
2. режим развития – структуры и механизмы власти выводят политику и государство на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования граждан. Вместе с этим режимом м. применять гибкие стратегии/технологии власти с учетом разнообразных интересов.
3. режим распада полит целостности – обостряются взаимоотношения граждан и власти, принимаемые властями решения не выполняются. В результате утрачивается способность управления и регулирования соц. отношений.
Полит процесс м. разделить на 5 стадий:
1. формирование/вызревание полит приоритетов – на этой стадии определяются условия и ситуация, в которой появились проблемы. При этом частная проблема м стать политической. На этой стадии определяются приоритеты.
2. выдвижение полит приоритетов на повестку дня – происходит при помощи определения группы давления, при помощи СМИ, депутатов.
3. формирование полит проблем, требующих принятия полит решений и их принятия – проводится экспертиза, консультации, разрабатывается конкретные программы, принимаются конкретные решения. Они м.б. в виде законодательных актов, в виде решений правительства. Существует несколько видов принятия решений:
а) рационально-универсальные – предполагает однозначное определение сути проблемы и выбор оптимального варианта достижения цели.
б) метод «ветвей» - принятие частичных решений, направленных на улучшение ситуации, а не на полное решение проблемы.
в) смешанный метод (1+2) – различное действие в различных условиях.
4. приведение в действие механизма реализации полит решений – как это сделать.
5. оценка результатов полит решений – эффект принятых решений, как они выполняются и каков итог.
Критерии оценки результатов м.б. разные:
1. исходя из партийных и плановых интересов.
2. с т. зр. затрат.
3. с т. зр. социальной значимости
Финальная стадия (5) м.б. основой для нового витка полит процесса.
Основу политического процесса составляет деятельность, а точнее, политическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Деятельность политических субъектов (как правило, рядовых граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в органах власти, а также посредством массовых акций (демонстраций, забастовок и т.п.), часто обозначают категорией "политическое поведение".
Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.
Многогранно содержание политического процесса:
• изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;
• разработка концепций (моделей, программ) общественного развития;
• принятие политических решений, организация и контроль их исполнения;
• урегулирование политических конфликтов;
• совершенствование избирательной системы и проведение выборов;
• политический маркетинг — проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;
• оценка субъектами политики эффективности своих действий.