Политический процесс: понятие, этапы, типология.

Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.

Сущность политического процесса заключаются в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.

Содержание политического процесса включает в себя:

а) социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса;

б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;

в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;

г) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

Основные виды политических процессов:

— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

43. Политическое решение как центральный элемент политического управления.
Принятие политического решения представляет собой совокупность действий разнообразных акторов по постановке и достижению целей, воплощающих в сфере государственной власти интересы элитарных и неэлитарных групп. Политические решения могут приниматься любыми акторами, действующими в сфере завоевания и распределения власти. с Существует два способа понимания природы принятия решений: нормативный (принятие решения как совокупность рационально обусловленных действий и процедур) и поведенческий (цели и методы варьируются в зависимости от изменения всего комплекса условий существования конкретной проблемы). На практике, как правило, используется комплексный подход.

Выделяют четыре этапа принятия решений:

1) подготовительный этап;

2) этап постановки целей;

3) этап реализации;

4) завершающий этап.

На подготовительном этапе на основе анализа ситуации производится первичная идентификация проблем, вырабатывается так называемая «повестка дня», формулируется содержание проблем, определяются критерии измерения успеха в ее решении. Рассмотрение проблемы, как правило, происходит в рамках различных подходов.

На втором этапе осуществляется выбор решений, концентрирует усилия госорганов вокруг процесса выработки конкретных целей деятельности, в рамках ранее сформулированных оценок. в конечном счете на этом этапе необходимо выбрать наиболее предпочтительную модель будущих действий.

Список методов, используемых при принятии решений включает следующие классы:

- интуитивные (чувственные соображения субъекта);

- методы прецедента (используемые в похожей ситуации );

- рациональные(научные), например, метод «затрат и выгод», «исследования рынка и настроений»;

- инкреметальные методы (незначительное изменение ситуации, не затрагивая ее фундаментальных черт);

- смешанные (используют общетеоретические подходы социального анализа);

- экспериментальные методы (искусственное моделирование проблемной ситуации).

На этапе реализациицелей происходит реализация государством соответствующих решений.

Завершающий этап включает в себя три задачи:

- определение эффективности достигнутых результатов;

- комплексная оценка действий управленческих органов по решению той или иной задачи;

- распространение положительного или отрицательного опыта деятельности конкретных органов власти и управления.

Наши рекомендации