Современные политические элиты в России, их происхождение и структура. Влияние парламентских и президентских выборов на формирование политических элит.
Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:
- бывшая партноменклатура (КПСС);
- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
- бывшие комсомольские работники;
- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты интеллигенции. Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:
- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.
Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.
Процесс формирования властвующей политической элиты России
Формирование российской властвующей политической элиты происходило по
следующим этапам:
- "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;
- выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;
- вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно-техническими кадрами (в регионах замена специалистами сельского хозяйства);
- отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".
Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.
Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% - 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.
Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе России содержат "новых русских" . Интеллигенция находится, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления. Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно-семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором. О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что элита практически ни за что не отвечает.
В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.
Политическая элита – составляющая меньшинство общества группа лиц, обладающая качествами лидера, занимающая руководящие позиции в общественных институтах или непосредственно влияющая на принятие политических решений.
Среди элит различают открытые и закрытые. Каждой из них присущ свой способ отбора новых членов: открытым – антрепренёрский, закрытым – система гильдий.
Выборы – важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры. В результате выборов происходит обновление состава правящей и оппозиционной элит. Однако это характерно только для открытых элит, в то время как на закрытые элиты выборы не имеют сильного влияния, поскольку представляют в таком случае лишь формальность, имеющую опосредованное или ничтожное влияние на состав закрытой элиты.
Например, для авторитарных и тоталитарных обществ характерно использование выборов для манипулирования общественным мнением, выдвижение единственного возможного кандидата или кандидата из заранее определённой и устраивающей текущую власть группы лиц, как, например, в бывшем СССР, многих странах Латинской Америки, Африки и Азии.
В открытых же политических элитах, выборы играют огромную роль, поскольку являются главным методом рекрутирования новых членов. Если кандидат известен и уважаем избирателями, он с большой вероятностью будет ими избран и войдёт в состав политической элиты. Именно поэтому забота о собственном авторитете и проявление лидерских качеств – необходимое условие присутствия в открытой элите.
В 2005 году в России было проведено исследование, в котором участникам был задан вопрос «Меняют ли, по Вашему мнению, выборы состав политических элит?» . 31% опрошенных ответили, что да, меняют, 52% ответили, что не меняют, и 17% воздержались.