Политическая идеология: понятие и функции. Политическая наука и политическая идеология.
Политическая идеология представляет собой одну из ее видов и имеет свою специфику. Политическая идеология – относительно систематическая совокупность понятий, идей и представлений, в которой различные субъекты политических отношений, индивиды, группы, классы, нации осознают свое положение в системе общественных положений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощи государственной власти. Политическая идеология – это система идей и представлений оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть с целью реализации.
Политическая идеология – выполняет следующие социальные функции:
- познавательная
- мобилизирующая
Познавательная функция выражается в том, что в процессе своего формирования и развития социально политической теории, доктрины и концепции выражают объективную реальность.
Мобилизирующая функция – вытекает из того, что это всегда есть система социально-значимых идей, выдвигаемых определенными классами, слоями …
Основное назначение идеологии – быть средством укрепления или усиления социально-политической действительности или быть руководством к действию.
Политическая наука и политическая идеология, несомненно, соотносимые явления и понятия. Между ними прослеживаются единство, различия и многостороннее взаимодействие.
Единство между политической наукой и идеологией состоит в том, что наука и идеология связаны с интересами. Как уже отмечалось, идеи без интереса бесплодны, абстрактны. Кроме того, идеология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. Поэтому бывает трудно провести грань между политической наукой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного другим.
Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, но для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положениям науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей противоречат. Она более пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология — весьма удобное средство воздействия на умы людей.
Современные политические идеологии.
Либеральная:1) Основные идеи: Свободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности. 2)Главные ценности: Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова.3) Современное состояние:
Стала неолиберализмом, признавшим необходимость участия государства в экономической жизни, социальной помощи низшим слоям общества.
Консервативная 1) Незыблемость естественным образом сложившихся порядков.
2) Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль. 3)Стала неоконсерватизмом, сблизившись с либерализмом и признав свободу индивида и государственное регулирование экономики.
Социал-демократическая 1) Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий. 2) Свобода, справедливость, солидарность. 3)Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию.
Коммунистическая 1)Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата. 2)Равенство, социальная справедливость.3) Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.
Националистическая 1)Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям.2) Национальная принадлежность. 3)Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.
66 Консерватизм: сущность и характерные черты. Неоконсерватизм.
Консерватизм представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.
В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.
НЕОКОНСРЕВАТИЗМ. Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.
Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества.
Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.
66 консерватизм и неоконсерватизм ( кратко с конспекта по идеологии!)
Консерватизм - это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленных свыше человеческого общества. Избегая рядом моральных принципов лежащих в основе семьи, религии, собственности. Сформировался в 19 веке.
Идеологические ценности классического консерватизма:
1) Приоритет общества над человеком и государством;
2) Отрицание неизбежности социального прогресса:
3) Традиционализм;
4) Отрицательное отношение к идеи равенства;
5) Политический элитизм;
6) Культ семьи, школы, церкви, армии и других общественных институтов, выступающих непосредственно воспитателями и проводниками традиции.
Во второй пол.20 в. развивается неоконсерватизм.
Система ценностей неоконсерватизма:
1) Духовные приоритеты семьи и религии;
2) Социальная стабильность, базирующаяся на моральной ответственности гражданина и государством друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии чрезмерной демократизации;
3) Крепкий государственный порядок;
4) Индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы:
5) Государство должно стремиться к сохранению целостности общества, обеспечению необходимости человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию инстинктов гражданского общества, сохранение сбалансированности отношений природы и общества.