Политические права и свободы личности и условия их реализации.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).
Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных заседателей.
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).
Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции).
Политический менеджмент.
политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;
2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;
3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;
4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов.Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве.
5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;
6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
Решение задач в рамках каждого вида политико-технологического управления требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.
Виды профессий политического менеджмента:
· Аналитическое обеспечение политических кампаний.
· Политическая реклама.
· Политический PR как информационное обеспечение политических кампаний.
· Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения.
· Спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика.
· Организация и проведение массовых политических акций.
Политические технологии.
Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.
Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.
Политические технологии - этосовокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).