Конституция РФ 1993 года о структуре и принципах государственного управления.

Государственную власть в РФ осуществляют:

1. Президент РФ. Президент – глава государства.

- Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

- В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

- Определяет основные направления внутренней и внешней политики.

- Ежегодно обращается с посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

- Вправе отклонять законы.

- Преодолеть президентское вето можно только большинством в две трети от каждой палаты.

- Всех министров Президент назначает самостоятельно по представлению Председателя Правительства.

- Самостоятельно отправляет Правительство в отставку

- Вносит на рассмотрение Совета Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ. Самостоятельно назначает других судей федеральных судов

2. Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума).

Российский парламент обрел типичную для демократических парламентов конструкцию. Он имеет две палаты – Совет Федерации (по мировой традиции ее называют верхней, хотя нигде в Конституции РФ не говорится об этом) и Государственную Думу (нижнюю палату). Причем по своим принципам формирования, по своей компетенции эти палаты играют (во всяком случае, Конституция предполагает, что должны играть) каждая свою роль.

Государственная Дума – палата, где сталкиваются самые разные политические и даже мировоззренческие позиции. Таким образом, Дума играет роль не только «изготовителя законов», но и важного политического клапана, необходимого для стабильности в обществе.

Совет Федерации – палата «разумного консерватизма» и канал представительства интересов субъектов Федерации. Одновременно верхняя палата играет роль фильтра важнейших законов, принимаемых Государственной Думой. Надо сказать, что этот канал с 1993 года действовал нередко довольно эффективно, особенно в отношении ряда популистских законов, предполагавших огромные бюджетные затраты, не заложенные в государственный бюджет или вообще экономически нереальные.

Думе принадлежит ведущая роль в принятии законов. А что касается кадровых полномочий, то для нее характерен акцент на «политическом блоке»: согласие на назначение Премьер-министра, решение вопроса о доверии Правительству; назначение и увольнение Председателя Центробанка по представлению Президента РФ; назначение и увольнение Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, выполняя роль стабилизатора государственности и выразителя региональных интересов, вправе рассматривать (одобрять или не одобрять) все законы, принимаемые Государственной Думой, но в обязательном порядке рассматривает лишь несколько категорий законов (прежде всего основных финансовых, включая федеральный бюджет; о ратификации и денонсации международных договоров России; о государственной границе и вопросах войны и мира). Желая свести к минимуму политизированность верхней палаты, Конституция предоставила ей и другие полномочия, имеющие не столько узкополитический, сколько «государственно-строительный» характер. Не случайно к ведению Совета Федерации относятся такие полномочия, как утверждение указов Президента о военном или чрезвычайном положении, об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, об использовании Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации, назначение на должность высших судей, Генерального прокурора РФ и т. п.

3. Правительство РФ.

- Правительство конституционно никому не подотчетно, являясь формально самостоятельным органом

- Председатель Правительства назначается Президентом при согласии Государственной Думы

Решение об отставке Правительства принимается во всех случаях только Президентом:

- по своей инициативе;

- по заявлению Председателя Правительства;

- при вотуме недоверия Правительству (когда Президент не хочет распускать Думу)

- Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства

- Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, законам и указам

4. Суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Наши рекомендации