Понятие политического развития и его критерии
Политический процесс связан с политическими изменениями в состояниях политической системы, которые обеспечивают цикл ее воспроизводства, – становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень.
Проблемы политического развития разрабатываются в рамках социологии развития, основы которой были заложены немецкими социологами и философами Фердинандом Тённисом (1855–1936), Максом Вебером (1864–1920), американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) в начале ХХ в. В рамках этой теории выделяют два основных типа общества:
1) Традиционноеобщество. Как правило, это аграрное общество, основанное на простом воспроизводстве, традиции, привычке, инерции. Оно относительно неподвижно. Современная наука относит к ним отсталые в экономическом и политическом отношении страны.
2) Современное(индустриальное и постиндустриальное) общество. Оно основано на рациональной организации власти. Это означает, что социальное поведение характеризуется сознательной постановкой целей и последовательностью их достижения с помощью соответствующих средств. Действия людей оцениваются не в зависимости от занимаемого ими социального статуса, а от результата.
Общество развивается следующим образом: оно возникает как традиционное, затем становится переходным и, наконец, современным (модерным). В переходный период всегда существует то или иное соотношение элементов традиционного и современного общества.
Переход от общества традиционного к современному в Северо-западной Европе происходил с начала XIV по конец XVIII вв. В это же время в наиболее развитых странах завершился первый этап промышленной революции и индустриально-капиталистический порядок стал необратим (к началу XIX в.).
Сейчас к переходным обществам принято относить развивающиеся страны, «новые демократии» Восточной и Центральной Европы, южно-европейский регион (за исключением Италии).
Преобразование традиционного общества бывает вызвано различными обстоятельствами. К ним относятся:
- войны и захваты (колонизация);
- торгово-экономические, информационные и иные контакты с более развитыми государствами;
- миграционные потоки с элементами «вестернизации»;
- появление «модернизаторских» элитарных групп, состоящих из людей, как правило, получивших образование в индустриально развитых странах и т.п.
Политическое развитие тесно связано с политическими изменениями. Они бывают вызваны следующими причинами:
· нарушением соотношением элементов политической системы, которое, тем не менее, не затрагивает основных структур общества и власти. Например, меняются политические лидеры, правительства, отдельные институты власти, но основополагающие ценности, нормы, способы осуществления власти сохраняются в прежнем виде;
· коренным изменением базовых институтов, норм, коммуникаций, в результате чего политическая система достигает нового качественного состояния.
Выделяют следующие идеальные типы политических изменений:
- политическая реформа (эволюционное и ненасильственное изменение, переустройство в способе деятельности и в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры);
- революция (коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой, коренное качественное изменение в развитии общества);
- государственный переворот (внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты, не связанные с какими-либо коренными изменениями политического режима, социальных и экономических отношений);
- реставрация (возрождение способа правления, ранее свергнутого революцией или государственным переворотом;
- полный или частичный пересмотр конституции(политико-юридический инструмент, позволяющий начать процесс мирной отмены отжившего режима).
Важное значение для понимания сущности политического развития имеет вопрос о его критериях. К основным критериям политического развития относятся:
1) Структурная дифференциация институтов политической системы.
Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Для этого ей необходимы высокая структурная дифференциация и четкое разделение функций политических институтов.
Было замечено, что отличие традиционного общества от современного заключается в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам. В современных политических системах они более дифференцированы и взаимозависимы.
2) Возрастание способности системы к инновациям, мобилизации и выживанию.
Способность к инновации – это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.
Способность к мобилизации – это способность мобилизовать разнообразные ресурсы для решения стоящих перед обществом задач.
Способность к выживанию связана с формированием условий для выживания через распространение лояльных форм поведения при помощи политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и т.п.).
Таким образом, политическое развитие – это нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможности для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством.
Для того чтобы политическое развитие шло эволюционным путем, необходимо создать для этого соответствующие условия:
· Должна возрасти компетентность политических (как правящих, так и оппозиционных) элит и их лидеров, их стремление к достижению согласия. Рядовые граждане должны получить реальную возможность контроля за деятельностью властных структур, проверки их профессиональных и личных качеств.
· При проведении реформ и преобразований нужно выделять преимущественно кратковременные задачи, нацеленные на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед. Кроме того, необходимо четко определить приоритеты, ставить конкретные цели поэтапно. Все это обеспечит непрерывное социальное и политическое развитие в заданном направлении.
Долговременные проекты усиливают сопротивление реформам, вызывают тревожность и разочарование в реформировании общества, ведут к неконтролируемому развитию событий.
· Определить наиболее оптимальное время для проведения реформ с учетом расстановки политических сил.