Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения в их руках управленческих функций, ресурсов власти, социальных привилегий. В историческом плане государство есть институт политического выражения общественной потребности упорядочения и централизации. Государство, с одной стороны, представляет собой важнейший политический институт, посредством которого осуществляется управление обществом, с другой стороны – организацию, которая объединяет все население, проживающее на данной территории. Государство можно определить и как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении прежде всего порядка.
Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Как основной субъект политики государство наделено особыми признаками, отличающими его от других политических субъектов:
1) Всеобщность. Государственная власть – это «всеобщая» верховная власть, выступающая от имени всего общества и распространяющая свое воздействие на всю данную территорию. Однако государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Ее осуществление требует создания специального аппарата.
2) Наличие публичной власти. К ней относится совокупность взаимосвязанных институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, надзорно-контрольные институты и учреждения, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы и т.п. Только государство может издавать законы и осуществлять правосудие.
3) Принудительность. Государство обладает аппаратом принуждения и имеет легальное право применять насилие по отношению к своим гражданам.
4) Суверенность[21]. Только государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип.
5) Право на взимание налогов и сборов с населения. Обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций необходимы для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций. В этом заключается возможность экономической самостоятельности государства.
6) Обязательность членства в государстве. Гражданство человек получает с момента своего рождения. Оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, материальное и моральное благополучие.
Для характеристики сущности государства с точки зрения международного права необходимо знать его атрибуты:
- территория государства, определяемая границами (недра, воздушное пространство, территориальные воды защищаются от вторжения других государств и частных лиц);
- население государства, на которое распространяется его власть (население может состоять из одной или нескольких народностей, наций);
- государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается (через систему государственных органов государство непосредственно и действенно осуществляет свою власть);
- государственная символика (флаг, герб, гимн и т.п.).
Сущность государства наиболее полно раскрывается через его функции. Традиционно их принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
· политическое управление обществом;
· охрана существующего политического строя, общественного порядка и законности, защита прав человека;
· регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан, выполнение социальных программ;
· регулирование хозяйственной деятельности, частичное управление экономикой, поддержание экономической стабильности;
· культурно-воспитательная, идеологическая, пропагандистская и т.п. деятельность;
· национальная интеграция.
Необходимо отметить, что в разные периоды существования государства значение каждого из этих видов деятельности может возрастать или, наоборот, падать.
Внешние функции государства направлены на защиту его суверенитета и международное представительство:
· обеспечение обороноспособности, национальной безопасности;
· развитие отношений, взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
· участие в международном разделении труда;
· развитие различных форм интеграции на общечеловеческой, региональной, политической основе.
Таким образом, государство – самый влиятельный и организованный политический институт, управляющий обществом, обеспечивающий его целостность и определенный порядок в нем. Оно должно обеспечивать политическую стабильность общества, выявлять и предотвращать столкновение различных интересов, защищать права и свободы своих граждан, их внутреннюю и внешнюю безопасность.
Как политическая структура государство имеет сложное строение. В структурном, институциональном плане государство представляется как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти[22]:
- законодательная власть (парламент разрабатывает и утверждает новые законы, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие; парламент осуществляет функцию принятия важнейших политических решений; будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине легитимирующим органом);
- исполнительная власть (правительство и административно-управленческие органы – министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.п. – осуществляют основные политические решения, принятые парламентом; правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций);
- судебная власть (судебные органы и институт независимых и подчиняющихся только закону судей играют главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни).
Три ветви государственной власти в России представлены на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Ветви государственной власти в Российской Федерации
Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную разграничивает сферы деятельности и властные полномочия, что исключает монополию на власть какого-либо одного органа. Кроме того, оно служит своеобразной гарантией прав и свобод человека, потому что ему противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Власть чиновников в государстве также уравновешивается разделением властей. От перечисленных факторов во многом зависит демократичность и стабильность политического строя.
Типология государств
Современный мир отличается исключительным многообразием государств. С точки зрения формы правления (способа организации верховной власти) различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
Монархии(власть главы передается по наследству) бывают:
· абсолютными, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Катар, Бруней, Оман и др.);
· конституционными, когда полномочия монарха лимитированы. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
В дуалистических монархиях власть монарха ограничена представительным органом – парламентом (Иордания, Марокко, Кувейт и др.). Парламент издает законы, утверждает бюджет. Монарх выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций, имеет право назначать и смещать министров. Он также обладает правом абсолютного или отлагательного вето[23] на решения парламента.
В парламентских монархиях монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит, а реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента. Функции монарха могут быть лишь представительскими (Япония, Швеция и т.п.), иногда за монархом номинально сохраняют определенные полномочия, которыми он пользуется только по решению правительства, парламента или какого-либо другого органа (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и т.п.).
Есть также такие государства, где монарх имеет не только светскую, но и религиозную власть. Их называют теократическими (греч. theos – бог) монархиями.
Республики[24] (глава государства выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей) подразделяются на президентские, парламентские и полупрезидентские.
В президентской республике (США, Аргентина, Бразилия, другие страны Латинской Америки, Африки) избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Ему принадлежит исполнительная власть. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед избирателями. Правительство при президенте выполняет различные исполнительские функции, служит совещательным и вспомогательным органом. Президент политически ответственен перед народом, а правительство – перед президентом.
Президент и парламент избираются отдельно, поэтому они взаимонезависимы. Законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент не вправе распустить парламент (США). Лишь в случае антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть вынесен импичмент[25].
Таким образом, в президентской республике четко проводится в жизнь принцип разделения властей – президентской, парламентской, судебной, что позволяет обеспечить их взаимный противовес.
В современном мире существуют и другие разновидности президентских республик:
· Коллегиальный глава государства (Швейцария, Гвинея-Бисау). Так, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляет Федеральный (Союзный) совет. Он избирается парламентом на коалиционной основе. Из состава членов Совета избирается поочередно президент сроком на один год. Он выполняет только представительские функции. Принцип парламентской ответственности отсутствует.
· Капитан-регентство. В Сан-Марино обязанности главы государства и правительства принадлежат двум капитанам-регентам, которые избираются парламентом. Они должны все вопросы решать единогласно. Поскольку срок полномочий капитанов-регентов составляет шесть месяцев, парламент может контролировать их деятельность.
· Суперпрезидентские (ряд африканских государств). Несмотря на то, что государственная система имеет представительные и судебные органы, вся полнота власти принадлежит президенту. Президентом может стать лидер правящей (как правило, единственно легальной) партии. Иногда институт президентства бывает пожизненным (чаще всего это происходит в результате военного переворота). В тех случаях, когда президента периодически выбирают парламентским или всеобщим голосованием, победа предопределена: президентом опять становится прежний глава государства, так как оппозицию он подавляет силой и не допускает к участию в выборах, а СМИ и весь пропагандистский аппарат находятся под его жестким контролем. Сами же выборы воспринимаются населением как своеобразный ритуал, в котором все заранее известно.
В парламентской республике (Италия, Германия, Греция, Австрия, Ирландия, Индия и др.) выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. Контроль парламента над правительством заключается в возможности выражения ему вотума недоверия или в ходе утверждения государственного бюджета. Членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом (в президентской республике это невозможно).
Исполнительная власть разделена: представительские функции выполняет глава государства (например, президент), а реальная власть принадлежит руководителю правительства (премьер-министру, канцлеру). Таким образом, хотя глава правительства официально не является главой государства, однако реально он – первое лицо в политической иерархии. Он входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее.
Глава государства (президент), как правило, избирается парламентским путем (членами парламента или коллегией выборщиков). Исключение представляет Австрия, где президент избирается всеобщим голосованием. Правительство независимо по отношению к главе государства (президенту).
Полупрезидентская республика (Франция, Россия, Казахстан, Польша, Болгария, Финляндия, Португалия, Шри Ланка, и др.) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской форм правления. В ней сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президент избирается на всеобщих прямых выборах. Он назначает правительство, премьер-министра, который политически ответственен перед ним.
Президент может распустить парламент и назначить новые выборы. Он обладает правом отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы. У президента и парламента могут быть разные сроки деятельности (Франция: у президента – 7 лет, парламента – 4 года).
Правительство, как правило, опирается на парламентское большинство. Оно ответственно и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Партийная принадлежность президента, премьер-министра, парламентского большинства может быть разной.
Другим основанием, определяющим разнообразные модели государств в современном мире, является форма устройства государства. По типу государственного устройства (национально-территориальная организация, взаимодействие центральных и местных, региональных органов власти) различают унитарное, федеративное, конфедеративное государственное устройство.
В унитарном государстве существует единый верховный центр власти (Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Италия, Испания, Египет и др.). Для него характерны единая территория, единая конституция, централизованная судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью. Центральная власть передает в их ведение некоторые функции, а административно-территориальные образования обязаны их исполнять.
Унитарное государство может осуществлять управление как на основе принципов унитаризма[26], так и на основе принципов децентрализации[27].
Федеративное государство имеет два официальных государственных уровня. С одной стороны, существуют общесоюзные – федеральные – органы власти, устанавливаются единые гражданство, валюта и т.п. С другой стороны, в состав государства входят федеральные единицы (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и т.п.), обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации являются ее субъектами и имеют собственное административно-территориальное деление, систему законодательных, исполнительных и судебных органов, свою конституцию, соответствующую союзной, могут издавать законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д. Таким образом, в федеральных государствах существуют единые социально-экономическое пространство, денежное пространство, границы, высшая власть (США, Канада, Россия, Германия, Швейцария, Австрия, Индия, Бразилия, Мексика и др.).
Федеративные субъекты, как правило, мало различаются между собой и федерацией по институциональным характеристикам.
По мнению известного английского политолога Престона Кинга (род. 1936), субъекты федерации не суверенны. Федеративный центр может постепенно подорвать или даже уничтожить закрепленные за субъектами полномочия, политические институты и атрибуты независимости. История развития федеративных государств подтверждает, что центральная власть стремится расширить свои властные полномочия в ущерб правам субъектов.
Таким образом, современные унитарные и федеративные государства развиваются в противоположных направлениях:
- унитарные государства тяготеют к децентрализации;
- федеративные, наоборот, – к централизации.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, имеющих собственные структуры власти. Государства объединяются в целях координации своей деятельности по некоторым вопросам в области обороны, внешней политики, транспорта, связи и т.д. и создают специальные совместные органы. Поскольку конфедерация создается для достижения определенной цели, она представляет собой довольно неустойчивое объединение.
Конфедеративными образованиями в свое время были древнегреческий Ахейский союз (280–146 гг. до н.э.), Конфедерация Новой Англии (1643), Северо-Германский Союз (1815–1867 гг.), США (1776–1789 гг.), Швейцария (со времен средневековья до 1848 г.). Сейчас «чистых» конфедераций нет. Конфедеративный принцип в современных условиях встречается в структуре таких международных объединений, как ООН, Евросоюз, СНГ, НАТО и т.п.
Правовое государство
При характеристике демократического государства используют понятие правового государства. Становление правового государства – процесс длительный и сложный. Еще древние мыслители указывали на необходимость ограничения власти государства законами. Термин «правовое государство» вошел в научный оборот благодаря трудам немецких мыслителей К. Велькерта и Р. фон Моля.