Личность как исходная сущность политики
Первичным субъектом[6] и объектом политики является личность. Возникновение политики имело смысл постольку, поскольку позволило людям развивать и полнее реализовывать свои возможности мыслящего существа, свой внутренний потенциал. Интересы, ценностные ориентации и цели личности должны выступать своеобразной «мерой политики», началом политической активности других политических субъектов. Поведение людей составляет непосредственную реальность, субстанцию[7] политики.
Необходимо отметить, что человека нельзя «свести» только к политике или какой-либо другой сфере – экономике, культуре и т.п. Эти сферы представляют собой лишь отдельные стороны неделимого человеческого существования, в каждой из которых личность исполняет определенную роль или набор ролей.
Уровень воздействия личности на политику определяется биологическими, психологическими, социальными качествами личности (рис. 3.1).
|
|
Рис. 3.1. Основные элементы структуры личности
Биологические основы личности – темперамент и внешние данные, здоровье – влияют на потребности, побуждения и импульсы человека, вызывают определенное поведение для их удовлетворения. С помощью характера индивид способен кореллировать свое социальное, в т.ч. и политическое, поведение. Интеллект позволяет оперировать полученной информацией и использовать ее в зависимости от ситуации. От социального опыта зависит, как конкретно поступит человек в той или иной ситуации. Направленность личности выполняет интегрирующую роль в личностной системе, не дает ей распадаться на отдельные элементы. Она определяет представления личности о свободе, справедливости, демократии, добре и зле, формирует иерархию потребностей.
В политической науке проблема личности может быть рассмотрена в трех аспектах:
1) Личность как индивидуальные, психофизиологические особенности человека. Прежде всего в этом своем проявлении исследуется личность политического лидера.
2) Личность как представитель группы (статусной, профессиональной, этнической, классовой, элиты, массы и т.п.)., а также как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена партии, парламентария, министра и т.п.). Данный подход как бы растворяет личность в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики. Воспринятая роль может сковать способности или даже уничтожить ее исполнителя. Но личность способна овладевать разными политическими ролями и таким образом реализовывать свою политическую (и одновременно человеческую) природу и потенциал.
3) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом контексте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом политики.
Жизнь человека – многогранна и разнообразна. Поэтому в реальной жизни возможно сочетание и взаимоналожение отдельных сторон человеческого бытия. Так, голосуя на избирательном участке, человек одновременно может выступать сразу в нескольких ипостасях – как гражданин своей страны, как субъект политики, определяющий будущий политический курс, как член политической партии и т.п.
Политическая социализация
Процесс включения личности в политику связан с понятием «политическая социализация».
Политическая социализация – это процесс постепенного усвоения стандартов (ценностей, норм, установок, образцов поведения) сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.
Политическая социализация выполняет следующие важнейшие функции:
1) Определение политических целей и ценностей, к которым индивид стремится и постигает посредством политического поведения.
2) Формирование представлений о приемлемых и допустимых в рамках данной политической системы формах политического поведения.
3) Выработка убеждений и отношений, являющихся «кодом» политической жизни.
4) Формирование способности к познанию окружающего мира и выработка отношения к окружающей среде и политической системе.
5) Определение отношения к политической символике.
В политической социализации можно выделить две фазы:
· Политическая адаптация. Индивид интегрируется в политическое сообщество посредством освоения опыта предыдущих поколений, закрепленных в культуре. Сам индивид на данной фазе не способен понять сущность и значение политико-культурной среды.
· Политическая интериоризация. Политические нормы и ценности становятся содержанием внутреннего мира человека. Индивид становится способным противостоять групповому давлению, пересмотреть свои идеологические позиции, переоценить политические нормы и традиции. Происходит постоянная самокоррекция человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и мировоззренческих принципов.
Политическая социализация происходит в процессе деятельности, общения, самосознания. В ходе политической социализации формируется политическое сознание, политическое поведение личности, тем самым также происходит становление личности гражданина. Если человек окажется неспособным привести свои ценности и модели поведения в соответствие с доминирующими ценностями и образцами поведения в данном обществе, он не сможет успешно адаптироваться в сфере политики, отстаивать свои интересы.
Необходимо отметить, что в процессе политической социализации на личность воздействует не только господствующая идеология, политические институты. Большая роль принадлежит самой личности, ее способности выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям как на рациональном, так и на бессознательном уровне. Важнейшие критерии, определяющие уровень политического развития личности, представлены на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Критерии политического развития личности
Наряду с политической социализацией существует и обратный процесс – политическая десоциализация, характеризующаяся отстранением от политической сферы, потерей соответствующих знаний и навыков (например, в результате эмиграции).
В каждой конкретной стране политическая социализация имеет свои особенности. Современная Россия столкнулась с рядом проблем в этом направлении: была разрушена прежняя система ценностей, а новые ценности еще не стали доминантными в массовом сознании; нет преемственности в передаче опыта политического участия и поведения; прежние модели политического поведения не отвечают реалиям сегодняшнего дня; отсутствует целенаправленное политическое образования граждан и т.п. Задачей номер один сейчас является создание новых институтов социализации.