Основные парадигмы и школы политологии

В рамках политологии существуют различные концептуальные подходы к исследованию политической реальности. Понятие парадигмы было введено в научный оборот американским историком науки и философии Томасом Куном (1922–1996) в 1960 г. Парадигма означает признанное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Историю политологии можно рассматривать как историю непрерывного обновления и обогащения парадигм. Необходимо отметить, что не все парадигмы дают научное объяснение политическим явлениям.

Теологическаяпарадигма дает сверхъестественное, божественное объяснение истокам политики и политической власти. Божественные каноны и религиозные кодексы лежат в основе любого социально-политического строя, государственного устройства. Данное объяснение политических процессов и явлений характеризовало первоначальный этап становления политической мысли и существовало несколько веков.

Натуралистическая парадигма исходит из положения о том, что человек является неотъемлемой частью природы. Политика возникла в результате действия внесоциальных природных факторов, к которым прежде всего относятся географическая среда, биологическая природа человека, психологические свойства, расовые особенности людей и т.п.

Социальная парадигма пытается объяснить природу и происхождение политики влиянием социальных факторов, воздействием на нее других сфер общественной жизни: экономической, социальной, правовой, культурной и т.п.

Рационально-критическая парадигма исследует внутреннюю сущность политики, взаимодействие ее важнейших элементов, конфликты как необходимую составляющую общественного и политического развития и т.п.

Парадигмы лежат в основе национальных политологических направлений и школ.

Ведущая роль в современной зарубежной политологии принадлежит американской школе(Г. Алмонд, З. Бжезинский, С. Верба, Р. Даль, Д. Истон, С. Липсет, С. Хантингтон и др.). Центральное место в политических исследованиях занимают проблемы политической власти. Большое внимание уделяется, прежде всего, анализу конституционных основ и принципов политической власти (через деятельность Конгресса, института президентства, административно-управленческого аппарата и т.п.), изучению механизма политической власти и политического поведения (через функционирование общественного мнения, поведение электората, деятельности политических партий и т.п.). Относительно недавно стали развиваться такие направления, как теория политического управления, международная политика, политическая модернизация, сравнительная политология.

Английская школа политологии формировалась под сильным воздействием американской школы. Современные политические исследования имеют экономическую, социологическую, социально-политическую направленность. Изучаются английская политическая система, избирательная система, механизм политического давления на правительство и парламент со стороны групп интересов, психология электорального поведения и т.д. В центре внимания находятся теории согласия, конфликта, плюралистической демократии.

Спецификой немецкой школы политологии (Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Дарендорф, К. Поппер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.) является сочетание теоретико-философского характера исследований с политико-социологическими данными. Основными научными направлениями являются философия политики, теории конфликтов, политических систем, сравнительное и историческое изучение типов политического господства и их идеологического оформления, природы, истоков и форм тоталитаризма, социология политических институтов, политического поведения, анализ общественного мнения и роли СМИ в политике.

Становление французской школы политологии (М. Бонгран, П. Бурдье, Ф.Буррико, Д. Давид, Л. Сэв, М. Фуко) происходило после Второй мировой войны. Ее особенностью является акцент на теоретических, государст-воведческих аспектах политических процессов в рамках конституционного права. Французские политологи изучают сущность власти, исследуют классы, политические партии и движения, политическую социализацию различных групп, политические кризисы, развивают прикладные отрасли политологии (технологии политики и политический маркетинг).

Вопросы и задания

1.Какое место политология занимает в системе социальных наук?

2. Почему многие философы проявляли интерес к социально-политической проблематике?

3. Каковы прогностические возможности политологии?

4. Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?

5. Какое значение имеет изучение политологии для формирования политической культуры личности, приобщения к демократическим ценностям?

6. Выделите наиболее важные, на ваш взгляд, функции политологии в России на современном этапе и аргументируйте свой выбор.

7. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными и почему?

а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;

б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;

в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;

г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;

д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;

е) повышение эрудиции;

ж) другое.

8. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) бихевиоризм;

б) политическая антропология;

в) политическая социология;

г) исторический подход;

д) политика;

е) структурный функционализм;

ж) прикладная политология;

з) политико-культурологический подход;

и) политология;

к) позитивизм;

л) институционализм;

м) сравнительная политология;

н) системный подход;

о) политическая история;

п) политическая социализация;

р) политическая философия;

1) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;

2) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;

3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

4) изучение политических явлений с точки зрения их развития;

5) направление политической науки, основывающееся на эмпирических (прежде всего, количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов и групп;

6) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;

7) наука, изучающая все стороны политической жизни;

8) метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;

9) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;

10) направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;

11) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;

12) функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;

13) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

14) ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;

15) наука, разрабатывающая различные политические технологии;

16) ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей.

9. Укажите, какие проблемы изучает:

а) теоретическая политология;

б) прикладная политология;

в) сравнительная политология;

1) исследование общего и особенного в различных политических системах;

2) политическая власть;

3) технологии избирательных кампаний;

4) история политических учений;

5) политическая культура;

6) стратегии выработки и принятия решений;

7) технологии разрешения и урегулирования конфликтов;

8) различные модели федерализма;

9) политическое поведение.

Прокомментируйте следующие высказывания:

«Политика является более сложной наукой, чем физика» (А. Эйнштейн, ученый-физик ХХ в.).

«Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер, немецкий историк ХХ в.)

«Политическая теория колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной из них политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости… означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» (М. Дюверже, французский политолог ХХ в.).

«Не интересы (материальные и идеальные), не идеи непосредственно господствуют над поведением человека, но «картины мира», которые создавались «идеями». Они, как стрелочники, очень часто определяли пути, по которым динамика интересов продвигала дальше человеческое действие» (М. Вебер, немецкий социолог, экономист, философ ХХ в.).

Наши рекомендации