Предмет политологии и характер политических знаний
Дисциплина, которую предстоит нам изучать, обычно называется политологией (от греч. «politika» – государственные и общественные дела и «logos» – знание, наука). В американской и западноевропейской традиции ее называют политической наукой, а также политикой.
Термин (слово и понятие) был создан Аристотелем(384 до н.э.–322 до н.э.), написавшем трактат о государстве, правлении и правительстве, который получил название «Политика»[1]. Аристотель считал, что человек – существо политическое, «полисное животное» (греч. zoon politikon). Человек может существовать только в политической реальности. Вне этой реальности он становится либо животным, недоразвитым в нравственном отношении существом, либо сверхчеловеком, богом.
И, действительно, каждый из нас так или иначе оказывается вовлеченным в сферу политики: мы – подданные государства, члены определенной социальной общности, политической партии, общественного движения, избиратели или избираемые, господствующие или подчиненные.
Становление политологии как науки – длительный процесс. Истоки политической мысли находятся в глубокой древности. Долгое время политическая наука развивалась в рамках единой системы религиозно-мифологических, философских и этических взглядов на мир. Постепенно политическая мысль освобождалась и от религиозного влияния, и от философско-этической формы.
В становление и развитие данной научной дисциплины большой вклад внесли французский философ и политик Жан Боден (1520–1596), бельгийский ученый и литератор Юст Липсий (1547–1606), голландский юрист, историк, дипломат и политик Гуго Гроций (1583–1645), немецкий юрист, политический теоретик Иоганн Альтузий (1557–1638), немецкий правовед Самуэль Пуфендорф (1632–1694) и другие.
В начале XVII в. в Нидерландах, Швеции и ряде других стран были открыты специализированные кафедры политической науки, а в немецких университетах стала преподаваться «наука о политическом благочинии». В 1840-х гг. политика как учебная дисциплина, схожая с сегодняшним обликом, стала преподаваться в шведском университете г. Упсалы. В 1855 г. в Католическом университете Дублина (Ирландия) появилась кафедра социальной и политической науки. В 1870-х гг. в Оксфорде (Англия) и Парижском университете стали читать специальные курсы по политике. В США в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической науке, в 1863 г. в Корнельском университете открылся факультет истории, общественной и политической науки. И уже в 1870-е гг. в США появились специализации и школы аспирантов по политическим исследованиям.
Академическая традиция изучения политики в России возникает во второй половине XIX в. У истоков российской политической науки стояли Б.Н. Чичерин (1828–1904), А.И. Стронин (1827–1889), М.М. Ковалевский (1851–1916) и другие. Благодаря российским ученым к началу ХХ в. значительное развитие в России получила социология политики.
До второй половины XIX в. политология была политико-философской теорией, учением о государстве. Как самостоятельная академическая дисциплина, как система научных знаний политология сложилась к 40-м гг. ХХ в. К этому времени был накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал в рамках смежных наук, проведены и опубликованы политические исследования, созданы специализированные периодические издания, открыты научные и учебные заведения, а также подготовлены научные кадры, появились международные ассоциации. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО образовалась Международная ассоциация политической науки. В 1955 г. в нее вошел СССР, создав САПН (Советскую ассоциацию политической науки). В 1979 г. в Москве проходил XI конгресс МАПН.
Поскольку понятие «политика» трудно поддавалось осмыслению и описанию, длительное время многие ученые отрицали статус политологии как единой (хотя и комплексной) научной дисциплины. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о предмете политологии. Можно выделить три основные позиции по данной проблеме:
1) Политология является лишь одной из наук о политике, которая не охватывает весь спектр политического. Кроме собственно политологии сферу политики в том или ином аспекте изучают политическая социология, политическая антропология, политическая философия, политическая география, политическая биология и т.п. Политология должна сосредоточиться на институциональной структуре политики, устройстве и деятельности государства, механизме политической власти.
Для этой точки зрения характерен дифференцированный подход к политическим наукам, что обеспечивает более глубокое проникновение в познавательный процесс с выделением и исследованием разнообразных политических явлений. Однако данное достоинство представленной позиции оборачивается существенным недостатком, связанным с фрагментарностью получаемых знаний, поскольку не учитывается целостность политической сферы и взаимосвязь различных политических явлений.
Изучение только институциональной структуры политики оставляет без внимания многие важные вопросы и не позволяет проникнуть в ее сущность (например, влияние на политические институты экономических интересов, социокультурной среды, исторических традиций и т.п.).
2) Политология есть то же самое, что и политическая социология. Разница лишь в том, что политология изучает влияние государства на общество, а политическая социология – влияние общества на государство. Такое разделение относительно, поскольку в обществе все взаимосвязано и взаимозависимо. Политология должна иметь практическую направленность. Ее выводы необходимо прилагать к политической практике.
С одной стороны, данная трактовка позволяет сохранить целостность политической сферы, но с другой – утрачивается дифференцированный подход к политике.
3) Политология представляет собой общую, интегративную науку о политике во всех ее проявлениях и включает в качестве составных частей политическую социологию, политическую антропологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию, теорию государства и права и т.п. Политология есть наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.
Такой подход к предмету политологии позволяет избежать тех недостатков, которые характерны для двух предыдущих. Он позволяет интегрировать различные политические знания и в то же время дает целостную картину политического.
Итак, политология – единая, интегративная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.
В самом общем виде структуру политологии можно представить на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура политической науки
В рамках общей интегративной науки о политике выделяют различные субдисциплины: политическая социология, политическая психология, политическая философия, политическая теория, политическая антропология, политическая экология, государствоведение, геополитика, международные исследования и мировая политика, коммуникативная политология и т.п.
Применять политическое знание к явлениям политики позволяет такое направление как прикладная политология. Она использует результаты многих политологических дисциплин, общей теории систем, кибернетики, теории игр и т.п. для выработки и проведения наилучших вариантов государственной политики, решения политических проблем в обществе в целом.
Связующим звеном между эмпирическими исследованиями и политической теорией выступает сравнительная политика (или политическая компаративистика). Она направлена на изучение отличий различных политических систем, факторов стабильности и изменения политического режима, оптимальных форм правления.
Политическая наука использует:
· общенаучные категории;
· категории наук, находящихся на стыке с политологией;
· собственные категории, выражающие существенные характеристики политики (рис. 1.2).
Характер политических знаний разнообразен. В политологии представлены нормативные, дескриптивные и каузальные знания.
Нормативные (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) знания преобладали до конца XIX в. и на сегодняшний день составляют важную часть политологии. Ученые были обеспокоены поиском идеального политического устройства, обеспечивающего естественные права человека и общественное благо. Политические теории оценивались как социально полезные или вредные, гуманные или негуманные, прогрессивные или реакционные. Поэтому к нормативным знаниям нельзя относится как к объективной истине. Они конвенциальны, т.е. зависят от признания людьми.
Дескриптивные (от лат. descriptio – описание) знания связаны с описанием реальных событий и фактов. К ним относятся статистические данные, результаты опросов, наблюдений и т.п.
Каузальные (от лат. cauza – причина) знания раскрывают причинно-следственные связи между различными политическими событиями и явлениями.
Дескриптивные и каузальные знания наиболее адекватно отражают процессы, происходящие в политической сфере, и не зависят от сознания людей. Он верифицируемы, т.е. положения политической теории подлежат проверке эмпирическим путем.
Существуют самые разнообразные методы, позволяющие анализировать, проверять и оценивать политические знания.
Рис. 1.2. Категории, используемые политологией
Функции политологии
Политология как научная дисциплина призвана выполнять следующие функции:
1) Описательная(дескриптивная). Показ реального хода событий в сфере политики. Описание как масштабных международных и национальных событий, так и case-stadies[2].
2) Объяснительная. Ответы на вопросы, каковы причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства, раскрытие сущности политических процессов на национальном и международном уровнях.
3) Инструментальная. Исследование возможных вариантов поли-тических решений для достижения желательного результата и необходимых типов поведения.
4) Прогностическая. Предсказание будущего развития политических явлений, последствий и результатов каких-либо событий.
Общественное предназначение политологии раскрывается через другие функции. К ним относятся:
1) Познавательная. Эта функция направлена на получение все-сторонних знаний о политике, выявление закономерностей, связей, противоречий, тенденций и перспектив развития в политической сфере.
2) Рационализация политической жизни. Реализация данной функции позволяет перевести сложные теоретические положения политической науки в доступную для осознания людьми форму и понять характер конкретных политических действий. Раскрывается механизм политических процессов как взаимодействие целей, интересов, потребностей индивидов и их групп. Кроме того, создается теоретическая основа для необходимых преобразований и почва для их общественного осознания.
3) Нормативно-ценностная. Она связана с оценкой политических институтов, поведения, событий и процессов с точки зрения тех или иных социальных идеалов. Таким образом создается система ценностных ориентаций в сфере политики.
4) Политическая социализация. В ходе ее реализации формируются гражданская позиция, политическая культура населения. Система ценностных ориентаций в политической сфере переводится в плоскость практической деятельности, направленной на их реализацию. При развитой политической культуре у граждан появляется возможность оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов.
5) Прогностическая. Политическая наука способна обеспечить общество прогнозом будущего политического развития, разработать альтернативные варианты предстоящих политических процессов и возможные потери от их реализации.
Главное предназначение политологии для человека заключается в том, чтобы сделать его политически грамотным и культурным гражданином своего государства, знающим и умеющим отстаивать свои политически значимые интересы, не допускающим к власти некомпетентных и безответственных политиков.
Социальная значимость политологии выражается не только в совокупности теоретических знаний, которыми может овладеть определенное количество граждан. Политология имеет также практическое значение, раскрывающееся в процессе политической практики. Если политические знания окажутся социально невостребованными, ни о каком прогрессивном развитии общества не может быть и речи.
Методы политологии
Научные методы, применяемые в политической науке, позволяют глубоко и всесторонне изучать политические явления и процессы. В политической науке нет собственных специфических методов исследования. Она использует не только методы смежных отраслей знаний, но и общенаучные методы. Их можно разбить на три группы:
1) Общие методыполитологии.
Социологический метод позволяет раскрыть зависимость политики от общества, взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни, социальную обусловленность политических явлений и процессов. Например, можно определить влияние определенных социальных групп на процесс принятия государственных решений.
Нормативный (нормативно-ценностный) метод определяет значение тех или иных политических событий для общества и личности с точки зрения критериев общественного блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., основанных на этических принципах и нормах.
Функциональный метод ориентируется только на факты и логику и дает возможность изучать зависимость между собой политических явлений.
Бихевиористский метод совершил революционные преобразования в методологии политологии. Он поставил политическую науку перед необходимостью применения новых эмпирических и количественных методов, развивавшихся в рамках психологии, социологии, экономики, математики, кибернетики, географии, медицины и т.д. В рамках данного метода основное внимание уделяется индивидуальному измерению политики, политическому поведению индивидов, связанных между собой групповыми отношениями. Политика, по мнению бихевиористов, это вид социального поведения индивидов и их групп, который характеризуется установками и мотивациями, направленными на участие во власти и процессе властвования. Политологии необходимо освободиться от нормативных, ценностных суждений. Она должна ориентироваться только на реальные факты и логику. Данный метод стимулировал появление других научных подходов и направлений политического анализа.
Структурно-функциональный метод представляет общество как совокупность сложных систем действия и подходит к политике как к целостному явлению общественной жизни. С его помощью можно сделать количественную оценку тем изменениям, к которым политическая сфера данного общества может приспособиться без нарушения функциональных обязанностей.
Системный метод также рассматривает политику как целостную и сложную систему, состоящую их совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Он определяет место и функциональную значимость политики в развитии общества, необходимость и возможность проведения тех или иных общественных преобразований.
Институциональный метод направлен на изучение политических институтов, осуществляющих и регулирующих политическую деятельность (государство, партии, группы интересов, политическое лидерство и т.п.).
Антропологический метод исследует обусловленность политики природой человека. Он не только изучает политические механизмы доиндустриальных обществ, но и их адаптацию и трансформацию к современным политическим системам.
Психологический метод тесно связан с предыдущим методом. Однако он прежде всего имеет в виду конкретного представителя человеческого рода, его индивидуальные особенности, психологическую мотивацию, субъективные механизмы политического поведения. Значительную роль в развитии данного метода сыграл психоанализ, позволяющий найти объяснение разным типам политического поведения.
Социально-психологический метод раскрывает зависимость политического поведения от принадлежности к определенным социальным группам.
Сравнительный (компаративистский) метод позволяет сопоставлять однотипные политические явления (политические системы, партии, избирательные институты и т.п.). В процессе выделения общих и специфических черт этих явлений можно найти наиболее адекватные и приемлемые в конкретной политической ситуации формы политических институтов, пути решения общественно значимых проблем. Применение данного метода позволяет использовать опыт других государств при решении аналогичных задач (при этом важно также учитывать исторические, национальные особенности и традиции).
Исторический метод связан с хронологическим развитием политических событий и явлений, установлением связи между прошлым, настоящим и будущим.
Существуют и другие методы изучения политической реальности.
2) Общелогические методы. Они направлены не на исследование политической сферы, а на организацию и процедуру познавательного процесса и имеют отношение к науке в целом. К ним относятся индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и т.п. методы.
3) Методы эмпирических исследований. Они заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и других наук и позволяют получить первичную информацию о политических фактах. Среди них наиболее часто используются данные статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение, лабораторные эксперименты, теория игр (особенно деловые игры) и т.п.
Развитие методологии политической науки можно проследить через следующие этапы:
· Классический период (до XIX в.). Для него характерно преобладание дедуктивного, логико-философского и морально-аксеологического подходов.
· Институциональный период (XIX–начало ХХ вв.). Он отличается преобладанием историко-сравнительного и нормативно-институционального методов.
· Бихевиористский период (20–70-е гг. ХХ в.). В это время внедряются и активно используются количественные методики.
· Постбихевиористский период (последняя треть ХХ в.). На современном этапе сочетаются традиционные и новые методы.