Владимир зазубрин. два мира 3 страница
V
Срубов видел Ее каждый день в лохмотьях двух цветов -- красных и серых.И Срубов думал. Для воспитанных на лживом пафосе буржуазных резолюций--Она красная и вкрасном. Нет. Одним красным Ее не охарактеризуешь. Огонь восстаний, кровьжертв, призыв к борьбе--красный цвет. Соленый пот рабочих будней, голод,нищета, призыв к труду--серый цвет. Она красно-серая. И наше- КрасноеЗнамя--ошибка, неточность, недоговоренность, самообольщение. К нему должнабыть пришита серая полоса. Или, может быть, его все надо сделать серым. И насером красную звезду. Пусть не обманывается никто, не создает себе. иллюзий.Меньше иллюзий--меньше ошибок и разочарований. Трезвее, вернее взгляд. И еще думал: -- Разве не захватано, не затаскано это красное знамя, как затаскано,захватано слово социал-демократ? Разве не поднимали его. не прятались за нимпалачи пролетариата и его революции? Разве оно не было над Таврическим иЗимним дворцами, над зданием самарского Комуча? Не под ним разве драласьколчаковская дивизия? А Гайдеман, Вандервальде, Керенский... Срубов был бойцом, товарищем и самым обыкновенным человеком с большимичерными человечьими глазами. А глазам человечьим надо красного и серого, имнужно красок и света. Иначе затоскуют, потускнеют. У Срубова каждый день--красное, серое, серое, красное, красно-серое.Разве не серое и красное--обыски--разрытый нафталинный уют сундуков,спугнутая тишина чужих квартир, реквизиции, конфискации, аресты и испуганныеперекошенные лица, грязные вереницы арестованных, слезы, просьбы,расстрелы--расколотые черепа, дымящиеся кучки мозгов, кровь. Оттого и ходилв кино, любил балет. Потому через день после ухода жены и сидел в театре нагастролях новой балерины. В театре ведь не только оркестр, рампа, сцена. Театр--еще и зрители. Акогда оркестр запоздал, сцена закрыта, то зрителям нечего делать. Изрители--сотни глаз, десятки биноклей, лорнетов разглядывали Срубова. Кудани обернется Срубов--блестящие кружочки стекол и глаз, глаз, глаз. Отлюстры, от биноклей, от лорнетов, от глаз -- лучи. Их фокус--Срубов. А попартеру, по ложам, по галерке волнами ветерка еле уловимым шепотом: -- ...Предгубчека... Хозяин губподвала... Губпалач... Красныйжандарм... Советский охранник... Первый грабитель... Нервничает Срубов, бледнеет, вертится на стуле, толкает в рот бороду,жует усы. И глаза его, простые человечьи глаза, которым нужны краски и свет,темнеют, наливаются злобой. И мозг его усталый требует отдыха, напрягаетсястрелами, мечет мысли. "Бесплатные зрители советского театра. Советские служащие. Знаю я вас.Наполовину потертые английские френчи с вырванными погонами. Наполовинубывшие барыни в заштопанных платьях и грязных, мятых горжетах. Шушукаетесь.Глазки таращите. Шарахаетесь, как от чумы. Подлые душонки. А доносы друг надруга пишете? С выражением своей лояльнейшей лояльности распинаетесь нацелых писчих листах. Гады. Знаю, знаю, есть среди вас и пролезшие в партиюкоммунистишки. Есть и так называемые социалисты. Многие яз вас свосторженным подвыванием пели и поют--месть беспощадная всем супостатам...Мщение и смерть... Бей, губи их, злодеев проклятых. Кровью мы наших враговобагрим. И, сволочи, сторонятся, сторонитесь чекистов. Чекисты--второй сорт.О подлецы, о лицемеры, подлые белоручки, в книге, в газете теоретически выне против террора, признаете его необходимость, а чекиста, осуществляющегопризнанную вами теорию, презираете. Вы скажете--враг обезоружен. Пока он жив-- он не обезоружен. Его главное оружие -- голова. Это уже доказано не раз.Краснов, юнкера, бывшие у нас в руках и не уничтоженные нами. Вы окружаетеореолом героизма террористов, социалистов-революционеров. Разве Сазонов,Калшев, Балмашев не такие же палачи? Конечно, они делали это на фонекрасивой декорации с пафосом, в порыве. А у нас это будничное дело, работа.А работы-то вы более всего боитесь. Мы проделываем огромную черновую,черную, грязную работу. О, вы не любите чернорабочих черного труда. Вылюбите чистоту везде и во всем, вплоть до клозета. А от ассенизатора,чистящего его, вы отвертываетесь с презрением. Вы любите бифштекс с кровью.И мясник для вас ругательное слово. Ведь все вы, от черносотенца досоциалиста, оправдываете существование смертной казни. А палача сторонитесь,изображаете его всегда звероподобным Малютой. О палаче вы всегда говорите сотвращением. Но я говорю вам, сволочи, что мы, палачи, имеем право науважение..." Но до начала так и не досидел, вскочил, потел к выходу. Глаза, бинокли,лорнеты с боков, в спину, в лицо. Не заметил, что громко сказал--сволочи. Иплюнул. Домой пришел бледный, с дергаюшимся лицом. Старуха в черном платье иплатке, открывавшая дверь, пытливо-ласково посмотрела в глаза: -- Ты болен, Андрюша? У Срубова бессильно опущены плечи. Взглянул на мать тяжелым измученнымвзглядом, глазами, которым не дали красок и света, которые потускнели,затосковали. -- Я устал, мама. На кровать лег сейчас же. Мать гремела в столовой посудой. Собиралаужин. Но Срубову хотелось только спать. Видит Срубов во сне огромную машину. Много людей на ней. Главныемашинисты на командных местах, наверху, переводят рычаги, крутят колеса, неотрываясь смотрят в даль. Иногда они перегибаются через перила мостков,машут руками, кричат что-то работающим ниже и все показывают вперед. Нижниегрузят топливо, качают поду, бегают с масленками. Все они черные от копоти ихуды. И в самом низу, у колес, вертятся блестящие диски-ножи. Около нихсослуживцы Срубова--чекисты. Вращаются диски в кровавой массе. Срубовприглядывается -- черви. Колоннами ползут на машину, мягкие красные черви,грозят засорить, попортить ее механизм. Ножи их режут, режут. Сырое красноетесто валится под колеса, втаптывается в землю. Чекисты не отходят от ножей.Мясом пахнет около них. Не может только понять Срубов, почему не сырым, ажареным. И вдруг черви обратились в коров. А головы у них человечьи. Коровы счеловечьими головами, как черви,--ползут, ползут. Автоматические диски-ножине поспевают резать. Чекисты их вручную тычут ножами в затылки. И валится,валится под машину красное тесто. У одной коровы глаза синие-синие.Хвост--золотая коса девичья. Лезет по Срубову. Срубов ее между глаз. Ножувяз. Из раны кровью, мясом жареным так и пахнуло в лицо. Срубову душно. Онзадыхается. На столике возле кровати в тарелке две котлеты. Рядом вилка, кусокхлеба и стакан молока. Мать не добудилась, оставила. Срубов проснулся,кричит: -- Мама, мама, зачем ты мне поставила мясо? Старуха спит, не слышит. -- Мама! Против постели трюмо. В нем бледное лицо с острым носом. Огромныеиспуганные глаза. Всклокоченные волосы, борода. Срубову страшнопошевелиться. Двойник из зеркала следит за ним, повторяет все его движения.И он, как ребенок, зовет: -- Мама, мама. Спит, не слышит. Тихо в доме. Шаркает больная нога маятника. Хрипятчасы. Срубов холодеет, примерзает к постели. Двойник напротив. Безумныйвзгляд настороже. Он караулит. Срубов хочет снова позвать мать. Нет силповернуть языком. Голоса нет. Только тот, другой, в зеркале беззвучношевелит губами,VI
VII
Допрашиваемый посредине кабинета. Яркий свет ему в глаза. Сзади него, сбоков--мрак. Впереди, лицом к лицу,--Срубов. Допрашиваемый видит толькоСрубова и двух конвоиров на границе освещаемого куска пола. Срубов работал с бумагами. На допрашиваемого никакого внимания. Несмотрел даже. А тот волнуется, теребит хилые, едва пробивающиеся усики.Готовится к ответам. Со Срубова не спускает глаз. Ждет, что он сейчас начнетспрашивать. Напрасно. Пять минут--молчание. Десять. Пятнадцать.Закрадывается сомнение, будет ли допрос. Может быть, его вызвали просто дляобъявления постановления об освобождении? Мысли о свободе легки, радостны. И вдруг неожиданно: -- Ваше имя, отчество, фамилия? Спросил и головы не поднял. Будто бы и не он. Все бумаги перекладываетс места на место. Допрашиваемый вздрогнул, ответил. Срубов и не подумалзаписать. Но все-таки вопрос задан. Допрос начался, Надо говорить ответы. Пять минут--тишина. И опять: -- Ваше имя, отчество, фамилия? Допрашиваемый растерялся. Он рассчитывал на другой вопрос. Запнувшись,ответил. Стал успокаивать себя. Ничего нет особенного, если переспросили.Новая пауза. -- Ваше имя, отчество, фамилия? Это уже удар молота. Допрашиваемый обескуражен. А Срубов делает вид,что ничего не замечает. И еще пауза. И еще вопрос: -- Ваше имя, отчество, фамилия? Допрашиваемый обессилен, раскис. Не может собраться с мыслями. Сидит онна табуретке без спинки. От стены далеко. Да и стену не видно. Мрак рыхлый.Ни к чему не прислониться. И этот свет в глаза. Винтовки конвойных. Срубов,наконец, поднимает голову. Давит тяжелым взглядом. Вопросов не задает.Рассказывает, в какой части служил допрашиваемый, где она стояла, какиевыполняла задания, кто был командиром. Говорит Срубов уверенно, как попослужному списку читает. Допрашиваемый молчит, головой кивает. Он в рукахСрубова. Нужно подписать протокол. Не читая, дрожащей рукой, выводит своюфамилию. И только отдавая длинный лист обратно, осознает страшный смыслслучившегося--собственноручно подписал себе смертный приговор.Заключительная фраза протокола дает полное право Коллегии Губчекаприговорить к высшей мере наказания. ...участвовал в расстрелах, порках, истязаниях красноармейцев икрестьян, участвовал в поджогах сел и деревень. Срубов прячет бумагу в портфель. Небрежно бросает: -- Следующего. А об этом ни слова. Что был он, что нет. Срубов не любит слабых, легкосдающихся. Ему правились встречи с ловкими, смелыми противниками, с врагомдо конца. Допрашиваемый ломает руки. -- Умоляю, пощадите. Я буду вашим агентом, я выдам вам всех... Срубовдаже не взглянул. И только конвойным еще раз. настойчиво: -- Следующего, следующего. После допроса этого жидкоусого в душе" брезгливая дрожь. Точно мокрицураздавил. Следующий капитан-артиллерист. Открытое лицо, прямой, уверенный взглядрасположили. Сразу заговорил. Долго у белых служили? С самого начала. ---- Артиллерист? Артиллерист. Вы под Ахлабинным не участвовали в бою? Как же, был. -- Это ваша батарея возле деревни в лесу стояла? -- Моя. -- Ха-ха-ха-ха!.. Срубов расстегивает френч, нижнюю рубашку. Капитан удивлен. Срубовхохочет, оголяет правое плечо. -- Смотрите, вот вы мне как залепили. На плече три розовых глубоких рубца. Плечо ссохшееся: -- Я под Ахлабинным ранен шрапнелью. Тогда комиссаром полка был. Капитан волнуется. Крутит длинные усы. Смотрит в пол. А Срубов емусовсем как старому знакомому. -- Ничего, это в открытом бою. Долго не допрашивал. В списке разыскиваемых капитана не было. Подписалпостановление об освобождении. Расставаясь, обменялись долгими,пристальными, простыми человечьими взглядами. Остался один, закурил, улыбнулся и на память в карманный блокнотзаписал фамилию капитана. А в соседней комнате возня. Заглушенный крик. Срубов прислушался. Крикснова. Кричащий рот--худая бочка. Жмут обручи пальцы. Вода в щели. Междупальцев крик. Срубов в коридор. К двери. ДЕЖУРНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ Заперто. Застучал, руки больно. Револьвером. -- Товарищ Иванов, откройте! Взломаю. Не то выломал, не то Иванов открыл. Черный турецкий диван. На нем подследственная Новодомская. Белые, голыеноги. Белые клочки кружев. Белое белье. И лицо. Уже обморок. А Иванов красный, мокро-потный. И через полчаса арестованный Иванов и Новодомская в кабинете Срубова. Улевой стены рядом в креслах. Оба бледные. Глаза большие, черные. У правой надиване, на стульях все ответственные работники. Френчи, гимнастеркизащитные, кожаные тужурки, брюки разноцветные. И черные, и красные, изеленые. Курили все. За дымом лица серые, мутные. Срубов посередине за столом. В руке большой карандаш. Говорил и черкал. -- Отчего не изнасиловать, если ее все равно расстреляют? Какой соблазндля рабьей душонки. Новодомской нехорошо. Холодные кожаные ручки сжала похолодевшимируками. -- Позволено стрелять--позволено и насиловать. Все позволено... И есликаждый Иванов?.. Взглянул и направо и налево. Молчали все. Посасывали серые папироски. -- Нет, не все позволено. Позволено то, что позволено. Сломал карандаш.С силой бросил на стол. Вскочил, выпятил лохматую черную бороду. -- Иначе не революция, а поповщина. Не террор, а пакостничанье. Опятьвзял карандаш. -- Революция --это не то, что моя левая нога хочет. Революция...Черкнул карандашом. -- Во-первых... И медленно, с расстановкой: -- Ор-га-ни-зо-ван-ность. Помолчал. -- Во-вторых... Опять черкнул. И также: -- Пла-но-мер-ность, в-третьих... Порвал бумагу. -- Ра-а-счет. Вышел из-за стола. Ходит по кабинету. Бородой направо, бородой налево.Жмет к стенам. И руками все поднимает с пола и кладет кирпич, другой, целыйряд. Вывел фундамент. Цементом его. Стены, крышу, трубы. Корпус огромногозавода. -- Революция--завод механический. Каждой машине, каждому винтику свое. А стихия? Стихия -- пар, не зажатый в котел, электричество, грозойгуляющее по земле. Революция начинает свое поступательное движение с момента захватастихии в железные рамки порядка, целесообразности. Электричество тогдаэлектричество, когда оно в стальной сетке проводов. Пар тогда пар, когда онв котле. Завод заработал. В него. Ходит между машинами, тычет пальцами. -- Вот наша. Чем работает? Гневом масс, организованным в целяхсамозащиты... Крепкими железными плиточками, одна к одной в головах слушателей мыслиСрубова. Кончил, остановился перед комендантом, сдвинул брови, постоял исовершенно твердо (голос не допускает возражений): -- Сейчас же расстреляйте обоих. Его первого. Пусть она убедится.Чекисты с шумом сразу встали. Вышли, не оглядываясь, молча. Только Пепелобернулся в дверях и бросил твердо, как Срубов: -- Это есть правильно. Революция--никакой филозофий. У Иванова голована грудь. Раскрылся рот. Всегда ходил прямо, а тут закосолапил. Новодомскаячуть вскрикнула. Лицо у нее из алебастра. Ничком на пол, без чувств. Срубовзаметил ее рваные высокие теплые галоши (крысы изъели в подвале.) Взглянул на часы, потянулся, подошел к телефону, позвонил: -- Мама, ты? Я иду домой. За последнее время Срубов стал бояться темноты. К его приходу матьзажгла огонь во всех комнатах.VIII