Ошо, Рыба в Море не испытывает Жажду, #11
Цитаты по Суперэго
Почему мы не можем принять себя и других просто такими, какие мы есть?
Потому что вы были обусловлены отвергать, а не принимать. Вы были обусловлены отрицать, вы были обусловлены говорить «нет». Вы ещё не познали, как говорить «да». Вы были обусловлены осуждать. Вас осуждали и то же вы делаете с другими. Вы продолжаете осуждать себя также, и то же самое вам приходится делать с другими. Вы не можете делать по-другому.
Ваши родители говорили вам «Ты неправ, это неправильно, это нельзя делать никогда», и тысячу и один раз они повторяли это. И вы собрали одно послание: то, что вы не принимаетесь такими, какие вы есть, вы не любимы за ваше простое существование.
Если вы выполняете их желания, они любят вас; их любовь – это сделка. Если вы следуете им, как тень, они ценят это, они одобряют. Если вы просто становитесь немного свободными и вы пытаетесь быть индивидуальными, они против вас – их глаза, их поведение, всё меняется. И каждый ребёнок так беспомощен – просто чтобы выжить, ему приходится быть политиком, ему приходится принять всё, что бы ни говорили родители… Ваш ум – это обусловленный ум. Поэтому вы не можете принять себя, и вы не можете принять других.
Но возможность существует. Если вы поймёте это, что это просто обусловленность – вы можете выпасть из этого чистыми, прямо сейчас! Не отождествляйтесь с этим, это единственный путь. Не думайте, что это вы; просто помните, что это общество говорит через вас. Не называйте это вашим сознанием, это не ваше сознание. Это псевдо-сознание созданное обществом. Это обман; это очень опасный обман. Но общество вложило в вас его собственные идеи, и они функционируют, как ваше сознание. На самом деле, они не позволяют вашему реальному сознанию подойти к поверхности, они не позволяют вашему собственному сознанию прийти и взять руководство вашей жизнью.
Общество очень политично. Снаружи оно поставило полицейского и судью; внутри оно поставило своё сознание. Это внутренний полицейский, внутренний судья. И оно даже не удовлетворилось этими мерами – над этим оно поставило Бога, супер-полицейского, главного констебля. Так что он смотрит оттуда, даже в вашей ванной он наблюдает за вами. Кто-то следует за вами постоянно; вас никогда не оставляют одного быть собой.
Бросьте это - это ваша идея, вы цепляетесь за неё. Она была дана вам другими. Она была дана так рано, что вы не помните, но это политическая мера. Она не религиозная.
Религия – это разобусловливание. Сам процесс религии – сделать вас необусловленным, освободить вас от всех условий, и позволить вам то, для чего вы предназначены, позволить вашу судьбу.
Ошо, Дисциплина Трансцендентного, т.1, #6
Ошо, как человек может развить conscience («совесть», созданное сознание) – что-то внутри, что будет вести в повседневной жизни к тому, что необходимо для развития?
Стевен,
Не нужно развивать conscience («совесть», псевдо-сознание созданное обществом) вообще. Что нужно, так это – consciousness (сознание), не «совесть» (псевдо-сознание). «Совесть» – это фальшивая вещь. «Совесть» создана в вас обществом. Это тонкий метод рабства. Общество учит вас тому, что правильно и что неправильно. И оно начинает учить ребёнка до того, как ребёнок осознает, до того, как ребёнок может решить сам – что правильно и что неправильно, до того, как ребёнок даже осознает, что происходит с ним, до того, как ребёнок даже проснётся… Ребёнок не может различить совсем, что реально. А что не реально. А мы начинаем учить ребёнка, что правильно, что неправильно – мы обусловливаем его. Мы обусловливаем его в соответствии с нашими идеями. Все эти идеи, от родителей, от священников, учителей, политиков, святых, все эти идеи толпятся внутри него. Они становятся его «совестью».
И из-за этой «совести», он никогда не будет способен растить сознание, потому что «совесть» – это псевдо-сознание. И если вы удовлетворены с этим псевдо, вы никогда даже не будете думать о реальном. Это очень вводит в заблуждение; путь, каким мы растим детей – очень вводит в заблуждение. Это уродливо, это насильственно, это против человечества.
Вот поэтому миллионы людей живут без какого либо сознания. До того, как они могут вырасти в сознание, мы дали им фальшивые игрушки, чтобы они в них играли. И всю свою жизнь они думают, что это всё что нужно, чтобы жить хорошую жизнь. И всю свою жизнь их будут вознаграждать, если они следуют этой «совести», и они будут наказаны, если они не следуют ей.
Снаружи они будут наказаны и вознаграждены, и изнутри тоже. Всегда, когда вы делаете что-то, о чём ваша «совесть» говорит, что это неправильно, вы чувствуете вину, вы страдаете, вы чувствуете внутреннюю боль. Вы боитесь, вы дрожите… это создаёт беспокойство. И страх о рае, что вы можете потерять рай, и страх ада, что вы можете упасть в ад… и с великой изобретательностью ваши святые нарисовали радости рая и страдания ада.
Это «совесть». «Совесть» искусственная, произвольная. «Совесть» нужна, потому что общество не хочет, чтобы у вас был разум. Отсюда, вместо того, чтобы сделать вас разумным, оно даёт вам зафиксированные правила поведения: делай это, не делай того… Нет необходимости, Стевен, развивать «совесть». Необходимость в том, чтобы отбросить «совесть» и развить сознание. Отбрось всё то, чему тебя учили другие, и начни жить сам по себе, и исследуй и ищи…
Да, вначале это будет сложно, потому что у тебя не будет карты. Карту включает в себя «совесть». Тебе придётся двигаться без карты, тебе придётся двигаться в неизведанное, без указаний. Трусы не могут двигаться без указаний, трусы не могут двигаться без карт. А когда вы движетесь с картами и указаниями, вы на самом деле не входите в новую территорию, в новые области – вы ходите кругами. Вы движетесь в известное, вы никогда не делаете прыжка в неизвестное. Это только мужество может отбросить «совесть».
«Совесть» означает все знания, которые у вас есть. А сознание означает быть «пустым», быть совершенно «пустым», и двигаться в жизнь с этой «пустотой», смотря через эту «пустоту» - тогда действия имеют огромную грацию. И тогда, всё что вы делаете – правильно. Это не вопрос того, что правильно и что неправильно, потому что что-то, что правильно сегодня может быть неправильно завтра. И заимствованное знание никогда не помогает.
Ошо, Рыба в Море не испытывает Жажду, #11
«Суперэго в реальности – самая структуированная и самая высокоразвитая часть психической структуры или эго. Оно становится внутренним регулирующим агентством, содержащим приёмные и развитые моральные коды и стандарты жизни и действия… Индивидуум, другими словами, учится одобрять в себе то, что его родители одобряли, и не одобрять то, что не одобряли они. То, что не одобрено, становится наиболее выталкиваемым из сознания, переводится в бессознательное; и так эти защитные механизмы создают подавление… Эго относится к суперэго в точности, как ребёнок относится к принудительным органам в его окружении – боясь его атак». – Алмаас «Работа над суперэго», стр.3
«Как мы видели раньше, эта интроекция принудительных органов (мать, отец, и т.д.) – единственный путь, который находит эго ребёнка, чтобы сохранить себя и избежать гнева и подавления внешних принудительных органов. Эго не нуждается в этих внутренних принудительных органах в годы зрелости, но оно продолжает действовать, как будто нуждается. Больше не зависимое от родителей, эго, теперь являющееся структуированной частью души, на самом деле нуждается только в знаниях взрослого; но оно продолжает вести себя так, как будто управление суперэго и подавление всё ещё необходимы для выживания… Наше определение суперэго включает все воздействия в уме, которые навязывают принудительные образцы в эго, и которые основываются на любой оценке, хорошей или плохой, высокой или низкой… Суперэго – это та часть личности, которая поддерживает подавление и сражается со всякими изменениями существующего положения вещей (статус-кво)» Ибид, с.5
Любовь суперэго имеет условия и поддерживает статус-кво. Это вид любви, с которой знакомо большинство людей. Это любовь, которая лишает свободы вместо того, чтобы освобождать; это принудительный орган. Любовь, которая нас освобождает, любовь, которая не имеет условий, может быть пережита только тем, кто свободен от принудительного влияния эго… Один хороший путь провести различия между двумя видами любви – это посмотреть на их последствия: одна связывает нас, а другая освобождает нас. Можно видеть, что способность человека на безусловную любовь пропорциональна его свободе от суперэго. Смотря на это с другой перспективы, для человека которого любить, она должна быть способна быть уязвимой. Уязвимость трудно переносить, если она не может защититься от суперэго, потому что она будет уязвима его атакам. На самом деле, когда она начнёт переживать настоящую любовь, она встретится с огромным беспокойством. Это потому что, ребёнком, она была живой и любящей и была отвергнута, покинута, или наказана; обычно потому что её родители или внешний мир в общем, не мог выносить её состояние. Так что она ассоциирует переживание любви с ситуацией опасности» Ибид, с.9.