Сопоставительный анализ произведений Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и Виктора Астафьева «Царь-рыба».

Интересно сопоставить произведения, принесшие авторам мировую признательность. Повесть Хемингуэя впервые опубликована в 1952 году в журнале «Лайф», и уже в течение 48 часов было распродано более пяти миллионов экземпляров журнала. Автору присуждена главная литературная премия США — премия Пулитцера, а в 1954 году — Нобелевская премия. Сам Хемингуэй называл повесть «лучшим из написанного за всю мою жизнь».

Повесть Астафьева «Царь-рыба» входит в одноименную книгу (1972—1975), жанр которой автор определил как повествование в рассказах. За эту книгу писатель был награжден в 1975 году Государственной премией СССР.

— Как вы можете объяснить название повестей?

Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом? Почему из названия астафьевской повести исчезает человек и остается «царь-рыба»?

— В чем сходство сюжетов?

Перед читателем — единоборство «сильного» человека и гигантской рыбы (марлин и осетр тоже внешне похожи). Рыба — своеобразное воплощение природы вообще, мира в целом.

— Найдите описание рыбы в текстах. Какое чувство она вызывает у героя? У читателя? Обратите внимание, что Астафьев использует несобственно-прямую речь, поэтому описание осетра меняется в зависимости от состояния героя. Это и «доисторический ящер», чудище из учебника зоологии, «боровина», царь-рыба, оборотень, «водяная тварь», в то время как марлин остается великолепным созданием природы вплоть до самой своей смерти.

— В центре повествования — поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображаемым ситуациям? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой...)

Если в повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом), то в повести «Царь-рыба» война. «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», — говорит старик.

«Так вот оно как, на войне-то...» — думает Утробин. Война на уничтожение, объявленная человеком природе. Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева: «...зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

— Что узнает читатель о героях (старике и Игнатьиче), какова их предыстория? Как описывают их авторы?

«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается», — старик. «Лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно». Обратите внимание — «подглазья» есть, а глаза? И руки: у одного «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было», у другого — «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет».

— Сравните описание лодок: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка» — «глядь, издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском — флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент».

— К какому выводу привело сопоставление?

— Как относятся герои к миру и как мир относится к ним?

Оба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер — мои друзья», «Рыба — она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, — тревожатся о нем.

О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».

Это понимание приходит в конце в концов и к Утробину: «Природа, она, брат, тоже женского рода!» К Игнатьичу в поселке относятся вежливо и чуть заискивающе; он же, по словам автора, к односельчанам — с некоторой долей снисходительности и превосходства. Не любовь, а жгучая ненависть, смертельное соперничество связывают его с младшим братом — капитаном самоходки, тоже браконьером по прозвищу Командор. На его совести — «варначество», «грех», «вина» — унижение женщины, Глашки Куклиной.

— Уничтожит человек природу — погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?

Если отвечать словами авторов, то получится следующее. «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, — думал он (старик). — Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость... «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» — это мнение старика или позиция автора, идея его произведения? «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность, которую он (Игнатьич) почел азартом, ломали, корежили человека, раздирали на части».

— Утробин — браконьер. Какие ассоциации вызывает фамилия? Что это за литературный прием?

— Какой герой вам нравится?

Герой повести Хемингуэя — сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.

— Какая авторская идея заключена в этой неизменности героя?

— Игнатьич симпатии у читателя не вызывает. Но вот что интересно: старик на протяжении всей повести не меняется. А вот с Утробиным происходят значительные изменения. Существует такая фраза: «Характер дан в развитии». Попытаемся проследить, как именно незаметно меняется герой.

В начале повести перед нами уверенный в себе «мастер высшей пробы», спокойно наблюдающий за гибелью «твари Божьей». Обратите внимание на его слова: «...ни Бога, ни черта не боюся, одну темну силу почитаю...»

Затем — попавший на собственный самолов растерянный, но не сдающийся рыбак, слабо, без надежды, умоляющий: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!».

В финале астафьевской повести Утробин (автор перестает называть его по фамилии, перед нами человек, он, ловец) изорванно сипит: «Прос-сти-итееее... се-еэээ... Гла-а-а-ша-а-а, прости-и-и».

Понимание, раскаяние, принятие заслуженной кары, смерти — не это ли спасает героя? «Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная» рыба рвет уды, освобождая человека. «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» — молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

Исчезает в пастях акул красавец марлин, уходит в глубины Енисея осетр, царь-рыба. А что ждет Утробина, услышавшего звук мотора? Ведь на этой лодке плывет его брат Командор, ненавидящий старшего, не переживший раскаяния, но мучимый мыслями о гибели дочери Тайки. Спасет ли он брата-соперника? Астафьев ответа не дает. Над судьбой героев размышляет читатель.

IV. Итог урока.

— Можно ли считать текст Виктора Астафьева своеобразной репликой в диалоге, начатом Хемингуэем?

Конечно, нет. Это отдельное талантливое произведение, написанное неравнодушным человеком, которого волнует судьба природы и человечества. Но есть и диалог.

Домашнее задание.

Напишите рассуждение «Человек и природа», которое стало бы вашей репликой в диалоге, состоявшемся между Хемингуэем и Астафьевым.

Урок 54

(Итоговый)

Итоговый урок учитель проводит в соответствии с уровнем подготовки выпускников, с уровнем межличностных отношений в коллективе.

Это должно быть не просто обобщение изученного, но разговор о том, что знакомство с литературой обязательно продолжится и после окончания школы. Недаром книгу называют учебником жизни. На этом уроке можно поговорить и о планах ребят на будущее. Интересным будет и диспут «Значение литературы в наше время», «Литературные герои среди нас».

Урок можно провести в форме круглого стола «Проблемы молодежи и их отражение в современной литературе».

На самом последнем уроке литературы в школе можно выпустить праздничную газету с творческими работами «писателей» и «художников» класса. А может, это будет доверительная беседа учителя с учениками с пением под гитару любимых песен.

Главное этот урок должен запомниться.

Учитель с пожеланиями выпускникам прочитает стихотворение Э. Асадова «Учитесь»:

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Но сверхважнейшее дело!

— Позвольте, — воскликнет иной простак,

Но как же так?

Ведь в столбик они не множатся!

Главное в жизни без лишних слов —

Это найти и добыть любовь,

А счастье само приложится!

Спорщики, спорщики! Что гадать?

Реку времен не вернете вспять,

Чтоб заново жить бесконечно.

Так для чего ж повторять другим

Всех наших горьких ошибок дым,

Жизнь-то ведь быстротечна?!

Нельзя, не учась, водить самолет.

Но разве же проще любви полет,

Где можно стократ разбиться?

Веру, тепло и сердечность встреч

Разве легко на земле сберечь?

Как же тут не учиться?!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать

И даже в пиру — не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде

Не только труднейшее из искусств,

С готовой, с красивой душой навек

И чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться!

Воспитывать чувства?

Отнюдь не рождается человек,

Ничто ведь само не строится.

Уверен, скромником и бойцом

Отзывчивым, умницей, храбрецом —

Учатся и становятся!

Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы.

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде,

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание — Человек, —

Стоит, друзья, учиться!

Приложение

Билеты с заданиями для выпускного

Экзамена по литературе

(2006—2007 учебный год)

Билет 1

1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».

2. Тема революции и её воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

3. Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)

Билет 2

1. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).

2. Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1—2 произведений по выбору).

3. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Билет 3

1. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

Билет 4

1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).

2. Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».

3. Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

Билет 5

1. Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).

2. Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

Билет 6

1. Образ Печорина и тема поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Тема страшного мира в лирике А. А. Блока (на примере 2—3 стихотворений).

3. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

Билет 7

1. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору).

3. Как в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1—2 произведений по выбору.)

Билет 8

1.Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере 3—4 стихотворений по выбору).

2. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий дон».

3. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

Билет 9

1. Печорин и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

3. Какова роль притчи «О двух великих грешниках в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Билет 10

1. Судьба униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. За что и как наказана госпожа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет 11

1.Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

2. Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

3. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

Билет 12

1. Сатира на помещичью Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Интимное и гражданское в лирике А. А. Ахматовой (на примере 2 —3 стихотворений по выбору).

3. В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

Билет 13

1 . Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

2. Тема России в лирике А. А. Блока (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)

Билет 14

1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Мир человеческой души в лирике М. И. Цветаевой (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. Что сближает балладу В. А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

Билет 15

1. Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

2. Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

3. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Билет 16

1. Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3—4 стихотворений по выбору).

2. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору).

3. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Билет 17

1. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов».

2. Тема творчества в лирике Б. Л. Пастернака (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Билет 18

1. Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

2. Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

3. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

Билет 19

1. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Гражданственность и исповедальность лирики А. Твардовского (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?

Билет 20

1. Диалектика души героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору).

2. Своеобразие лирического героя поэзии О. Э. Мандельштама (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Билет 21

1. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ века (по выбору).

3. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?

Билет 22

1. Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).

2. Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Билет 23

1. Теория Родиона Раскольникова и её развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ века (по выбору).

3. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

Билет 24

1. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2—3 произведений по выбору).

3. Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Билет 25

1. Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

2. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2—3 стихотворений по выбору).

3. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Наши рекомендации