Политика как явление: понятие, происхождение и структура.
Многообразие трактовок термина «политика» (с греч. – «общественные дела) является следствием широкого содержания, многосторонностью этого феномена.
В литературе политика рассматривается в следующих аспектах:
1) как отношения между различными социальными группами и другими субъектами за реализацию своих интересов с помощью власти,
2) как деятельность различных субъектов, направленная на
- достижение общего блага (этический подход)
- на приобретение, удержание и использование власти (субстанциональный подход),
- разрешение социальных конфликтов (конфликтно-консенсусный подход).
3) как участие субъектов политики в различных гос. и негос. организациях и объединениях,
4) как наука,
5) как искусство.
Многообразие определений термина приводит к тому, что политика рассматривается и в качестве социального института, и как сфера общественной жизни, и как деятельность субъектов общественных отношений по осознанию своих коллективных интересов и выработке общеобязательных решений, обеспечиваемых властью.
Обобщенный подход гласит: политика – совокупность теоретических положений, социальных отношений и практической деятельности субъектов, направленной на формирование и развитие политической власти, исходя из собственных политических интересов. Данное определение указывает на то что политика включает теоретический и практический компоненты. Оно не противоречит положению, согласно которому политика – это и деятельность, и сфера общественных отношений.
Структура политики – совокупность ее составных элементов. На протяжении всей истории политической мысли существовали самые разные подходы к структуре политики, и, обобщая их, теперь можно сказать, что в общем виде политика представляет собой совокупность трех взаимосвязанных структурных элементов (систем):
- мотивационной (включающей политическое сознание),
- коммуникационной (политические отношения),
- институциональной (политическая организация).
В более развернутом виде структура политики, помимо пол. сознания, пол. отношений и пол. организации, включает в себя:
- пол. интерес и
- пол. поведение, различаемое некоторыми исследователями на пол. участие и пол. деятельность.
- субъекты политики – тех, кто инициирует, процедуирует и ведет конкретную политическую деятельность. Субъекты бывают социальными (конкретные индивиды, соц. группы, народ), а также институциональными (гос-во, партии, пол. движения, пол. лобби – церковь, СМИ).
Другой взгляд на структуру политики связан с выделением уровней ее существования. Так, выделяют:
- макроуровень (публичная власть государства),
- микроуровень (политика в рамках партии, профсоюза, др. организации),
- мегауровень (деятельность м/д организаций).
Функции политики
Функции политики – основные направления воздействии политики на общество:
1) выражение властно-значимых интересов всех соц. групп и слоев.
2) интеграция различных слоев населения, поддержка целостности общественной системы, стабильности и порядка.
3) управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства.
4) политическая социализация личности: политика включает личность в социально-политические отношения, наделяет его знаниями и навыками пол. деятельности.
5) контрольно-распределительная ф-ция (авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ),
6) гуманитарная функция: создание гарантий ПиС человека, обеспечение социальной справедливости и общего блага.
10. Политическая власть: природа, содержание, институты.
Власть в самом общем виде представляет собой реальную возможность подчинять своей воле деятельность и поведение людей.
Данное определение не является исчерпывающим, существуют и другие подходы. Например, бихевиористское определение власти исходит из ее рассмотрении как особого типа поведения, при котором одни – командуют, а другие – подчиняются. Системная трактовка власти исходит из того, что власть – явление системное, оно порождается системой с целью обеспечения собственного функционирования. С точки зрения социальной конфликтологии (Маркс), власть – отношения господства одного класса и подчинения ему других классов.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть всегда социальна. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития. Общество представляет собой систему, которая нуждается в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в состоянии функционирования. Это и обуславливает присутствие такого феномена, как власть.
2. Власть представляет собой интеллектуально-волевое явление, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
3. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным.
4. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. п.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать: власть в масштабе всего общества; власть внутри того или иного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.
Власть можно поделить также на политическую и неполитическую (экономич., семейная, духовная). Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между социальными и институциональными субъектами политики, в результате которых одни из них имеют способность и возможность проводить свою волю, выраженную в политических и правовых нормах.
Признаки пол. власти:
1) разновидность общественной власти, обладает всеми ее признаками,
2) легальное применение насилия,
3) многообразие других ресурсов, помимо принуждения право, авторитет, традиции, убеждение, манипуляции.
4) суверенность (верховенство) в отношении других видов власти,
5) публичность власти (всеобщность – власть от имени всего общества с помощью права подчиняет себе всех граждан),
6) моноцентричность (наличие единого центра принятия решений),
7) институционализированность (существование властных институтов).
С точки зрения исторической обусловленности власть первична по отношению к государству и иным властным институтам. На определенном этапе общественного развития возникла потребность создания эффективного механизма социального регулирования. Такая потребность объясняется социальной неоднородностью, многообразием интересов людей, появлением людей, выдающихся своими знаниями, силой или богатством. Это и обусловило появление власти: сначала анонимной в рамках первобытного общества, потом индивидуализированной, затем, институционализированной и, наконец, политической.
Сущность пол. власти проявляется в тех функциях, которые она выполняет в современном обществе:
- выработка стратегии управления обществом,
- разработка и принятие конкр. решений по осн. направлениям р-я об-ва,
- управление общ-ми процессами,
контроль за осн. параметрами р-я об-ва.