Возникновение и развитие политологии в России.

Политика как явление: понятие, происхождение и структура.

Многообразие трактовок термина «политика» (с греч. – «общественные дела) является следствием широкого содержания, многосторонностью этого феномена.

В литературе политика рассматривается в следующих аспектах:

1) как отношения между различными социальными группами и другими субъектами за реализацию своих интересов с помощью власти,

2) как деятельность различных субъектов, направленная на

- достижение общего блага (этический подход)

- на приобретение, удержание и использование власти (субстанциональный подход),

- разрешение социальных конфликтов (конфликтно-консенсусный подход).

3) как участие субъектов политики в различных гос. и негос. организациях и объединениях,

4) как наука,

5) как искусство.

Многообразие определений термина приводит к тому, что политика рассматривается и в качестве социального института, и как сфера общественной жизни, и как деятельность субъектов общественных отношений по осознанию своих коллективных интересов и выработке общеобязательных решений, обеспечиваемых властью.

Обобщенный подход гласит: политика – совокупность теоретических положений, социальных отношений и практической деятельности субъектов, направленной на формирование и развитие политической власти, исходя из собственных политических интересов. Данное определение указывает на то что политика включает теоретический и практический компоненты. Оно не противоречит положению, согласно которому политика – это и деятельность, и сфера общественных отношений.

Структура политики – совокупность ее составных элементов. На протяжении всей истории политической мысли существовали самые разные подходы к структуре политики, и, обобщая их, теперь можно сказать, что в общем виде политика представляет собой совокупность трех взаимосвязанных структурных элементов (систем):

- мотивационной (включающей политическое сознание),

- коммуникационной (политические отношения),

- институциональной (политическая организация).

В более развернутом виде структура политики, помимо пол. сознания, пол. отношений и пол. организации, включает в себя:

- пол. интерес и

- пол. поведение, различаемое некоторыми исследователями на пол. участие и пол. деятельность.

- субъекты политики – тех, кто инициирует, процедуирует и ведет конкретную политическую деятельность. Субъекты бывают социальными (конкретные индивиды, соц. группы, народ), а также институциональными (гос-во, партии, пол. движения, пол. лобби – церковь, СМИ).

Другой взгляд на структуру политики связан с выделением уровней ее существования. Так, выделяют:

- макроуровень (публичная власть государства),

- микроуровень (политика в рамках партии, профсоюза, др. организации),

- мегауровень (деятельность м/д организаций).

Функции политики

Функции политики – основные направления воздействии политики на общество:

1) выражение властно-значимых интересов всех соц. групп и слоев.

2) интеграция различных слоев населения, поддержка целостности общественной системы, стабильности и порядка.

3) управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства.

4) политическая социализация личности: политика включает личность в социально-политические отношения, наделяет его знаниями и навыками пол. деятельности.

5) контрольно-распределительная ф-ция (авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ),

6) гуманитарная функция: создание гарантий ПиС человека, обеспечение социальной справедливости и общего блага.

10. Политическая власть: природа, содержание, институты.

Власть в самом общем виде представляет собой реальную возможность подчинять своей воле деятельность и поведение людей.

Данное определение не является исчерпывающим, существуют и другие подходы. Например, бихевиористское определение власти исходит из ее рассмотрении как особого типа поведения, при котором одни – командуют, а другие – подчиняются. Системная трактовка власти исходит из того, что власть – явление системное, оно порождается системой с целью обеспечения собственного функционирования. С точки зрения социальной конфликтологии (Маркс), власть – отношения господства одного класса и подчинения ему других классов.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть всегда социальна. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития. Общество представляет собой систему, которая нуждается в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в состоянии функционирования. Это и обуславливает присутствие такого феномена, как власть.

2. Власть представляет собой интеллектуально-волевое явление, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

3. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным.

4. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. п.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать: власть в масштабе всего общества; власть внутри того или иного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.
Власть можно поделить также на политическую и неполитическую (экономич., семейная, духовная). Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между социальными и институциональными субъектами политики, в результате которых одни из них имеют способность и возможность проводить свою волю, выраженную в политических и правовых нормах.

Признаки пол. власти:

1) разновидность общественной власти, обладает всеми ее признаками,

2) легальное применение насилия,

3) многообразие других ресурсов, помимо принуждения право, авторитет, традиции, убеждение, манипуляции.

4) суверенность (верховенство) в отношении других видов власти,

5) публичность власти (всеобщность – власть от имени всего общества с помощью права подчиняет себе всех граждан),

6) моноцентричность (наличие единого центра принятия решений),

7) институционализированность (существование властных институтов).

С точки зрения исторической обусловленности власть первична по отношению к государству и иным властным институтам. На определенном этапе общественного развития возникла потребность создания эффективного механизма социального регулирования. Такая потребность объясняется социальной неоднородностью, многообразием интересов людей, появлением людей, выдающихся своими знаниями, силой или богатством. Это и обусловило появление власти: сначала анонимной в рамках первобытного общества, потом индивидуализированной, затем, институционализированной и, наконец, политической.

Сущность пол. власти проявляется в тех функциях, которые она выполняет в современном обществе:

- выработка стратегии управления обществом,

- разработка и принятие конкр. решений по осн. направлениям р-я об-ва,

- управление общ-ми процессами,

контроль за осн. параметрами р-я об-ва.

Функции политической элиты.

Слово «элита» французского происхождения, и означает «лучшее, отборное».

Элита – это понятие с помощью которого обозначают группу людей, занимающих особое положение в обществе в силу определенных качеств членов этой группы и их особой роли в тех или иных общественных процессах.

В современной политологии для определения политической элиты используются подходы:

1. Позиционный, в соответствии с которым, к элите относятся люди, имеющие высокий соц. статус, т.е. занимающие руководящие посты в гос. аппарате.

2. Репутационный, когда к элите относятся люди высокой политической репутации, авторитета.

3. Решенческий. К элите относятся те, кто принимает важные решения в политике или оказывает влияние на их принятие.

Обобщая эти подходы, можно определить, что политическая элита – это относительно небольшая группа лиц, которые обладают общей и специальной политической подготовкой, высоким социальным статусом и в результате концентрирования в их руках значительного объема политической власти определяющие содержание политического развития общества.

Возникновение элит, как и любого сложного политического явления, обусловлено целым рядом причин:

1. Естественное неравенство людей приводит к тому, что лишь небольшая группа лиц способна управлять обществом.

2. В обществе всегда присутствует значительная группа лиц, которые политически пассивны, не желают приносить в жертву политическому участию удовлетворение своих повседневных потребностей.

Политические элиты, таким образом, отличаются от других социальных групп по следующим признакам.:

1. элита – это всегда политически активные люди, они осуществляют политическую деятельность в формировании и осуществлении пол. власти.

2. элита представляет собой организованное меньшинство, осуществляющее управление обществом и государством, обладающее для этого необходимой политической волей и властными полномочиями.

Роль и место элит в политической жизни общества выражается в функциях пол. элиты. Важнейшей функцией политической элиты является руководство общественной жизнью. С этой целью элиты выполняют ряд частных функций:

1. изучение и анализ различных соц. интересов,

2. агрегация интересов, выделение наиболее важных, второстепенных, отсеивание мнимых, т.е. неосуществимых интересов,

3. продумывание и осуществление механизмов реализации политических интересов,

4. выработка политической идеологии (программы, доктрины),

5. формирование кадрового состава органов государственного управления.

6. создание институтов политической системы,

выдвижение политических лидеров,

46. Содержание и природа политического лидерства.
Лидер в пер. с англ. – «ведущий, руководящий». Общество – самоорганизующаяся система, и этим объясняется феномен лидерства. Для самоорганизации в обществе существует власть, управленческая иерархия, а вершиной этой иерархии является лидер.

Т.о. политического лидера можно определить как участника политического процесса или события, стремящегося и способного сплотить вокруг себя усилия окружающих и активно воздействующего на логику этого процесса или события.

Чаще всего говорят об индивиде-носителе политического лидерства. Однако субъектом лидерства может быть также социальная группа, например, партия, и даже отдельное государство – в мировой политике.

Лидерство имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона характеризует формальное лидерство и является наиболее значимой в политике. Формальное лидерство – это социальный статус лидера, соответствующая статусу роль, совокупность норм, которые обуславливают влияние этого лидера на окружающих и на логику пол. процесса.

Субъективная сторона характеризует неформальное лидерство. Неформальное лидерство – это способность и стремление выполнять роль лидера, а также авторитет лидера, обуславливающий реализацию этой способности и этого стремления.

Природу лидерства объясняет множество теорий:

1) Теория черт. Данная теория объясняет феномен лидерства индивидуальными качествами человека, такими как целеустремленность, ум, воля, энергичность, организаторские способности, ответственность и другие.

2) Ситуационная теория. Она объясняет лидерство конкретными социальными обстоятельствами, ситуацией, в которой оказывается индивид, обладающий определенным набором качеств. Теория черт абсолютизировала качества лидера, ситуационная теория ставит их в зависимость от обстоятельств, делает их относительными. Например, в арабских теократических странах, напр., Иране, существует такая ситуация, что лишь определенный набор свойств может сделать человека лидером. При том он не стал бы лидером в европейской стране, где имеет место другая ситуация.

3) Теория определяющей роли последователей – ставит во главу угла не лидера и его качества, а его последователей и их психологические особенности.

4) Психологическая теория. Она объясняет природу лидерства и подчинения психологическими потребностями людей. Так, обладание статусом лидера компенсирует различные копмлексы личности. Подчинение лидеру – это проявление психологической потребности находиться во власти, под покровительством.

Обобщая все эти теории можно выделить ряд признаков, которыми непременно должен обладать лидер.

- профессиональное политическое мышление (соответствует научному пол. сознанию),

- способность выражать не только собственные интересы, но и интересы других индивидов и соц. групп,

- желание и способность осуществлять механизм реализации пол. интересов.

- организаторский талант, ответственность,

- авторитет, популярность,

- наличие четкой политической программы.

48. Понятие и содержание гражданского общества.
Человеческая жизнь – это не только борьба за завоевание, удержание, использование государственной власти, политическое участие. Повседневная жизнь человека связана в основном с удовлетворением самых различных личных и социальных потребностей помимо участия в политике. Сфера, где индивиды как самостоятельные субъекты социальных отношений удовлетворяют свои потребности называется гражданским обществом.

Понятие гражданского общество толковалось и толкуется в науке (не только политологии, но ТГП, социологии) неоднозначно.

Во-первых, долгое время понятия государства и гражданского общества отождествлялись. Создатели концепции гражданского общества (Лейбниц, Гоббс, Локк) понимали его как общество, организованное властью государства, противопоставляли ему первобытному догосударственному обществу. Г.В.Ф. Гегель полагал, что гражданское общество – это то, что следует за семьей и предшествует государству. Гегель включал в гражданское общество систему потребностей (в т.ч. собственность), а также, что составляет основную особенность, отправление правосудия и полицию – т.е. властные институты, которые мы сейчас в гр. общество не включаем. При этом государство выступало как антитезис гражданскому обществу, т.е. противопоставлялось ему. По Марксу, гражданское общество - это совокупность экономических, производственных отношений. В трудах Маркса получила наибольшее развитие концепция противопоставления гр. об-ва и гос-ва. Т.о., мы видим, что понятие гражданского общества прошло путь от отождествления с государством до противопоставления ему.

Во-вторых, гражданское общество можно толковать расширительно и ограничительно. Под гр. об-вом в широком смысле понимается вся сфера межличностных взаимоотношений, на которую не влияет государство. Такое гражданское общество может существовать и при демократических, и при авторитарных режимах. В узком смысле под гражданским обществом следует понимать совокупность не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях демократического правового государства и рыночной экономики. В таком понимании гражданское общество – это определенный этап развития западного буржуазного общества.

Гражданское общество – это атрибут демократического правового государства, т.е. такого, где за личностью закреплен широкий объем прав и свобод, а само государство всецело подчинено праву. Понятия пр. гос-ва и гр. об-ва соотносятся как форма и содержание.

В гражданском обществе свободные индивиды реализуют свои многочисленные потребности как лично, так и вступая в различные объединения и организации, создавая различные соц. институты. Например, удовлетворяя потребность в продолжении рода, люди создают семью, удовлетворяя потребность в вере – церковь. Защищая себя от произвола работодателей, лица объединяются в профсоюзы, отстаивая свои интересы в отношениях с производителями – потребительские организации. Осуществляя свою потребность в политическом участии люди создают партии, пол. общественные движения, объединяются в группы интересов. Однако гражданское общество – это в основном не отношения власти-подчинения, а сфера сотрудничества равноправных субъектов. Поэтому политические партии, движения, выступающие в роли лидеров, элиты, парламентских фракций, участников различных политических институтов, в рамках гражданского общества рассматриваться не будут. В гражданском обществе это лишь объединения, представляющие интересы граждан.

Структура гражданского общества включает также местное самоуправление (вот почему орг. м/с не входят в систему орг. гос. власти – это сфера гр. об-ва), научные и культурные учреждения, свободные СМИ, моральные, правовые, религиозные нормы, на которых гражданское общество основано.

52. Политические конфликты и способы их разрешения.
Пол. конфликт – это естественное состояние политических отношений, когда два или более субъекта (индивида, соц. группы, государства) оспаривают друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.Конфликты в целом играют позитивную роль для политического развития. Конфликты являются показателем того, что по определенному вопросу в обществе назрели значительные противоречия, и это стимулирует действия по урегулированию спорной ситуации, достижению компромисса. Лишь неумелое урегулирование или игнорирование пол. конфликтов чревато вредными последствиями. В связи с этим особое значение приобретает проблема управления политическими конфликтами.

Субъектом управления конфликтом может быть как одна из его сторон, так и третья сила, прямо не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании или разрешении. Важно отметить, что в современном мире, когда все больше распространяются внешнеполитические конфликты, долгосрочные конфликты, от исхода которых зависит судьба больших групп населения и человечества в целом, возрастает роль международных организаций, в 1-ю очередь – ООН, в процессе управления конфликтом.Управление конфликтом в зависимости от целей может быть направлено на его урегулирование или разрешение. Урегулирование конфликта предполагает снятие напряженности конфликта, предотвращение его последствий, однако не означает ликвидацию причины конфликта и не исключает возможности его повторного возникновения.

Разрешение конфликта – это исчерпание самого предмета спора, ликвидация причины, породившей конфликт.

Вопрос об урегулировании или разрешении конфликта встает тогда, когда меры по предотвращению конфликта, если они были приняты, оказались неэффективными. Вопрос об управлении конфликтом также не стоит, если он самоликвидировался вследствие утраты предметом спора своей актуальности, исчерпанием ресурсов сторон, добровольным примирением.

Существует множество способов, с помощью которых можно разрешить конфликт.

Сторона, заинтересованная в разрешении конфликта, должна провести анализ причин возникновения конфликта, составить образ конфликтующих сторон, оценить их силы. Для эффективного разрешения конфликта необходимо применить так называемое конструирование социального окружения конфликта – т.е. создать благоприятную для его разрешения социальную обстановку путем манипулирования общественным мнением. Эффективными средствами разрешения конфликта являются социальный арбитраж и патронаж – когда субъект управления выступает независимым арбитром в споре, что не исключает его права покровительствовать, содействовать той или иной стороне. Все эти меры должны быть направлены на мирное разрешение конфликта путем переговоров, примирения, достижения консенсуса.

Важно отметить, что путем насилия редко можно разрешить конфликт. Подавляя противника, возможно преодолеть, урегулировать конфронтацию.

53. Политическая модернизация: сущность, содержание и варианты осуществления

Теория пол. модернизации происходит из социологии развития (основоположники, нач. 20 в., - М.Вебер, Парсонс). Политическое развитие в рамках данного социологического направления рассматривалось как переход от политической системы традиционного (аграрного) общества к политической системе индустриального (постиндустриального) общества.

Концепция политической модернизации появилась в середине 20 века. Политическая модернизация означает осовременивание политической системы в соответствие с определенными критериями(пол. модернизация – процесс). С другой стороны, пол. модернизация – это и этап переходного развития политической системы, характеризующийся ликвидацией отсталых, неэффективных институтов, и введением более современных.

Теория политической модернизации возникла в американской политической школе с целью научного обоснования мирового лидерства США. 50-60-е гг. в связи с этим называют первым этапом модернизации.

Обычно выделяют два типа модернизации. Первый из них - тип спонтанной модернизации, характерен для стран, которые достигли высокого уровня развития в ходе объективного исторического процесса (США). Второй тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран с запаздывающим развитием, для которых модернизация означала восприятие и применение моделей развития стран, завершивших спонтанную модернизацию. Это так называемое «догоняющее развитие» или «вестернизация». Такое развитие должно было осуществляться под контролем и при помощи США и других стран с современной политической системой.

Путь такой модернизации был прямолинеен и однонаправлен: конечная цель – урбанизация, индустриализация, а в политической сфере – демократизация по американскому образцу. Достижение такого же уровня жизни, такого же уровня демократизации, как на Западе, считалось критерием перехода от традиционного к современному обществу и политической системе.

Однако со временем ученые признали односторонность такого подхода. Поэтому в 70-80-х годах наблюдается 2 этап развития политической модернизации. Теперь считалось, что политическое развитие может осуществляться и вне западной модели, при сохранении традиционных институтов и ценностей. При этом выделялось 3 варианта модернизации:

- по той же «догоняющей модели», что и на 1 этапе,

- на основе самостоятельно разработанной концепции модернизации, предполагающей осовременивание традиционных институтов и обогащение сложившихся ценностных систем,

- «рецидивирующий» вариант модернизации, означающий, что страна безуспешно пыталась своими силами направлять политическое развитие, модернизация успешной не была, и вместо демократии политическая система приобрела авторитарно-тоталитарные черты.

Современный этап модернизации предполагает политическое развитие по трем путям:

- либеральный путь – означает обновление политической системы как следствие развития социальной структуры: появления среднего класса и роста образованности населения,

- консервативный путь – означает что движущей силой модернизации является конфликт между населением, участвующим в политической жизни общества, и политическими институтами, представляющими это население в системе органов государства. Главным показателем модернизации является стабильность, преемственность, сильный политический режим во главе с легитимной правящей партией.

- социал-демократический путь – предполагает в первую очередь осовременение государственно-властных институтов, как то: создание многопартийной системы, повышение политической культуры, оформление слоя управленцев, которые на деле демонстрируют демократические политические убеждения.

56. Геополитика в теории и практике международных отношений.Термин геополитика уже по своему этимологическому происхождению от греческих «гео» и «полис» указывает на связь земли, окружающей среды, и политики, государства.Термин новый, появился в 20 веке, лишь с середины века развивается теория геополитики (хотя до сих пор еще спорят, является ли геополитика самостоятельной наукой, пограничной с политологией, географией, а также социологией и философией). В самом общем виде можно сказать, что геополитика выявляет связь между особенностями и развитием политической системы общества и географическими факторами, такими как положение страны, природные ресурсы, климат и так далее.

На самом деле термин геополитика имеет более широкое и неоднозначное значение. Прежде всего, выделяют фундаментальную геополитику, изучающую обобщенные модели влияния географических факторов на политику; и прикладную геополитику (геостратегию), которая разрабатывает рекомендации относительно линии поведения государства на мировой арене.

С другой стороны, геополитика может рассматриваться не только как теория, но и как идеология, привлекающая аргументы, связанные с географической средой, чтобы оправдать те или иные политические процессы.

Наконец, геополитика может принимать следующие значения:

- наука о политике в качественно определенном пространстве,

- факт влияния того или иного географического фактора на внешнюю политику государства,

- внешняя политика государства, опирающаяся на учет географических факторов.

Геополитика и как теоретическая и как прикладная дисциплина приобретает особенное значение в современном мире. Причина этому – то, что с углублением процесса глобализации, связанного с ним развития глобальных технологий и обострения глобальных проблем, для человечества жизненно важно выбрать верную модель взаимодействия с окружающей средой. Поэтому геополитика сегодня выступает в качестве науки, призванной обеспечить безопасность всего человечества. Поэтому геополитика выходит за национальные рамки. Первоначально целью геополитики была выработка долгосрочной стратегии внешней, в 1-ю очередь военной, политики государства. Однако теперь, когда интеграция на межгос. уровне достигла такого уровня, геополитика вырабатывает политическую стратегию взаимодействия глобального общества со средой.Геополитика подвергается влиянию процесса глобализации и по другому направлению. С распадом СССР мир стал однополярным. Государством-мировым лидером является США (по крайней мере налицо попытки США и НАТО создать систему однополярного миропорядка). Одной из наиболее явных тенденций (которая сегодня уже, возможно, ослабляет обороты) является американизация всех сфер жизни различных обществ. В политической сфере это проявляется в демократизации политических систем разных стран по американскому образцу. Глобализация повлияла на геополитику и в том плане, что в современности стираются границы национальных государств, создаются и укрепляются громадные конфедерации (вроде ООН, НАТО), некоторые из которых (ЕС), однако, уже не могут быть конфедерациями в тесном смысле, так как посягают на суверенитет входящих в них стран.

57. Понятие национального интереса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Осуществляя свою внешнюю политику, участвуя в международных отношениях, государство выражает и реализует свой национальный интерес. Таким образом национальный интересявляется ядром внешней политики и представляет собойкоренные потребности национального государства, отраженные в его внешнеполитической деятельности.

Проблема национального интереса имеет 2 аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект проблемы национального интереса касается общности и согласованности интересов различных социальных групп и индивидов в рамках народа данной страны. Теоретики западных политологических школ, представители устойчивых сложившихся обществ, при исследовании национальных интересов в основном не затрагивают внутренний аспект, интересуются внешнеполитической стороной проблемы.

В России же ситуация совершенно другая. Страна переживает коренные преобразования, реформы до сих пор не завершены, а системный кризис до сих пор не преодолен. В этой связи особо звучит вопрос о внутренней согласованности национального интереса, необходимой для того, чтобы представить этот интерес на международной арене.

Новая геополитическая обстановка, в которой Россия выражает и реализует свой национальный интерес, характеризуется следующими признаками:

- распад СССР и организации варшавского договора привели к тому, что биполярный мировой порядок, основанный на взаимном сдерживании США + НАТО и СССР + ОВД, был заменен однополярным или моноцентричным. Единственным мировым лидером стали США, что в условиях расширения НАТО создает угрозу национальной безопасности России.

- распад СССР имел также то последствие, что распались традиционные хозяйственные связи, произошли другие изменения в экономике, которые вызвали глубокий кризис, изменения в рос. внутри и внешнеэкономической деятельности (переориентация на сырьевые и добывающие отрасли),

- любые сугубо национальные интересы отходят на второй план в сравнении с тем интересом, который стал первоочередным для всех государств. Этот интерес связан с обострением глобальных проблем человечества.

Поэтому содержание внешней политики России в современных условиях обуславливается следующими национальными интересами:

- прежде всего, это экономический интерес, традиционно являющийся движущей силой внешней политики государства. Ведь в конечном счете могущество страны – это следствие благосостояния населения. Международный авторитет государства в значительной степени определяется величиной нац. дохода. Содержание экономического интереса составляет экономическое благополучие и процветание России, выход из глубокого экономического кризиса в сотрудничестве с иностранными государствами. Россия должна развивать свою экономику на современном уровне, используя современные технологии, активно включаться в мировой НТП. Для развития нац. экономики необходимо привлекать иностранные инвестиции, что никак не противоречит национальной безопасности государства. Россия должна переориентировать экономику с производства средств производства на производство предметов потребления, ограничивать развитие ВПК, развивать внешнюю торговлю.

- интерес в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Россия должна проводить разумную политику в отношении других государств. Необходимо не только устранить всякую возможность военной агрессии против России, но и способствовать демилитаризации международной политики в целом. Осуществляя интерес самосохранения и развития общества, необходимо решить такие проблема, как депопуляция России, «утечка мозгов», повышение т.н. «качества населения» (характеристика качественности включает продолжительность жизни, доход, образование и другие признаки).

- Внешняя политика России должна быть глубоко продумана с учетом такой геополитической особенностью, как положение России между В. и З., С. и Ю. Россия традиционно выполняет роль «моста» между разными народами, культурами. Поэтому некорректна постановка вопроса об основных внешнеполитических партнерах России, как, например, США, ЕС и т.д. Внешняя политика России должна развиваться во всех направлениях.

Россия должна включаться в международное сотрудничество по решению глобальных проблем человечества. Сюда относится и уже упоминавшееся предотвращение войны, и снижение остроты экологической проблемы, и борьбы с массовыми болезнями, нищетой и т.д. Такая политика соответствует не только национальным интересам России, но и потребности всего человечества как формы жизни в самосохранении и развитии.

58. Современные концепции международной политики.
В политической мысли существует множество подходов к определению природы, сущности и назначения международной политики.

Одной из наиболее значительных и ранних концепций является идеалистическая школа (Вильсон) международной политики. На принципах этой концепции была основана Лига Наций, и созданная на ее основе ООН – первая и главная международная организация, созданная с целью поддержания мира на земле.

Согласно данному подходу основой международной политики должно быть сотрудничество государств, которые ради обеспечения общего блага отказываются от применения силы, стремления к доминированию, развивают нравственные начала в международной политике.

Школа политического реализма (сформировалась в сер. 20 века в США, Моргентау, Нибур) исходит из того, что человек по своей природе преследует эгоистические интересы. Международная политика, как и политика вообще, есть борьба за власть, когда ряд государств стремиться укрепить свое доминирующее положение. Мир и стабильность обеспечиваются через баланс сил, который достигается путем создания военных блоков и союзов государств (как НАТО и ОВД). Школа политического реализма – это идеологическая основа, на которой строится американская внешняя политика.

Неореалисты (концепция, появившаяся в 80-е гг.) разработали концепцию национальных интересов как ядра внешней политики государства. Движущей силой мировой политики, с их тчк. зрения, является не только борьба за власть, но и борьба с сфере распределения экономических ресурсов.

Марксистский подход указывал на антагонизм классовых интересов как причину противоречий в мировой политике. С появлением социалистических государств возникнет противостояние капиталистической и социалистической систем, которая завершится победой второй.

Модернистское течение и основанная на нем транснациональная (глобалистская) школа – осмысляют международную политику с учетом современных достижений НТР, а также стремятся создать кибернетическую модель международных отношений, т.е. компьютерную программу, которая на основании переменных данных будет выводить прогнозы развития международных отношений. Занимаются изучением процессов глобализации и глобальных проблем.

Концепция многополярного мира предполагает, что на смену существующему моноцентрическому мировому порядку (центр – США и НАТО) придет многополярный мировой порядок, в котором будет существовать множество равноправных государств-лидеров международной политики.

60. Политическая безопасность российской федерации: понятие, содержание, основные пути обеспечения.

КОНЦЕПЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единств<

Наши рекомендации