Теория власти и властные отношения

1) Понятие и сущность власти

2) Субъект и объекты власти

3) Ресурсы власти

4) Основания власти

5) Легитимность власти

6) Разделение властей

7) Типология власти

Основой политики является власть.Она способствует удовлетворению целого комплекса интересов частных, групповых, общих. Власть является объектом борьбы сотрудничества различных групп, партий, движений. Государств и индивидов. Существуют разнообразные определения власти. Можно выделить следующие:

1) Телеологическая (учения о цели) – которая характеризует власть как способность достижения поставленных целей. Это определения характеризует не только отношение между людьми, но и характеризует власть человека над природой

2) Системная трактовка власти, которая исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, т.е. рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств направленных на реализацию её коллективных целей. Толкотт Парсонс рассматривал власть как отношение неравноправных субъектов, чьё поведение обусловлено их ролями, например управляющий и управляемый. Согласно системной трактовке власть является способностью субъекта действовать, она производна от его статуса и функции в общественной системе. Некоторые представители системного подхода трактуют власть как средство социального общения позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

3) Структурно функционалист кая трактовка власти рассматривает её как способ самоорганизации общества, основана на функциях управления и исправления, т.е. Общество без власти не способно функционировать, и превращается в хаос. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющих контролировать ресурсы, средства влияния, т.е. власть это способность оказывать решающее воздействие на судьбы поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств, права, авторитета и воли.

4) Бихевиористская трактовка. Она введена в политическую науку в 1930ых годах американскими учеными Мериамом и Лассуэл а также английским ученым Кэтлин. Эта трактовка рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть в этом понимании это реализация воли к власти. Сторонники этого подхода считают власть особенной сущностью носителем, которой выступает отдельный индивид, заставляющий других индивидов повиноваться своей воле. Здесь власть отождествляется с силой дающей право на повелевание и управление людьми. С точки зрения этой теории природа власти обуславливается биологическими и психическими особенностями отдельного человека (носителя власти) т.е. властные отношения заложены самой природой. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения. Политический процесс согласно этой трактовке это столкновение индивидуальных стремлений к власти, где побеждает сильнейший.

Таким образом, подведём итог:

Существуют различные трактовки власти и на основании их можно дать общее определение.

1) Власть – способность, право и возможность распоряжаться, чем либо или кем либо,

2) Оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств, права, авторитета, воли.

3) Власть – политическое господство над людьми.

Субъект и объект власти

Субъект и объект – непосредственно носители агенты власти

Субъект вооплащает активное направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивид, так и коллективно действующее лицо(партия, совет, комитет), а также общность людей (народ, мировое сообщество объединённое в ООН).

Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению согласно установленному порядку. Таким образом, субъект власти может быть любой непосредственный носитель (агент власти) воплощающий активное направленное начало власти.

Объект власти – индивид, социальная группа класс, общество, т.е. это тот на кого направлена власть.

Ресурсы власти

Власть базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе влияние в авторитете, законе, прямом насилии и т.д. совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на объект, и есть ресурсы власти. По определению Роберта Даля к ресурсам власти относятся всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

По мере развития общества изменялись и средства осуществления власти. Так в древности власть опиралась на авторитет правителя с расслоением общества на богатство и силу в индустриальном обществе главным ресурсом становится организация, в постиндустриальном обществе – знание и информация. Конфуций считал ресурсом власти правителя, его личный пример и следования моральным принципам, таким как справедливость, гуманность, мудрость и т.д. Никола Макиавелли выделял два главных мотива поведения человека, это любовь и страх. Человек которого боятся способен управлять также эффективно, как и тот которого любят, кроме того он считал ресурсами власти – человеческие страсти и пороки.

Основание власти

Власть может, основывается наперед санкциями, на долголетней привычке к повиновению, на заинтересованности выполнения распоряжения, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете и других основаниях.

Легитимность власти

В основе функционирования политической власти лежит два принципа:

1) Легальность

2) Легитимность

Эти понятия характеризуют политическую власть по двум основаниям:

1) С точки зрения выделения внутри её главной составляющей государства

2) В плане определения правомерности использования определённых ресурсов власти для достижения поставленных целей.

Легальность (лат legalis – законный) – политическая власть всегда легальна, т.е. существует открыто, будто она законна или незаконна.

Легитимность – было введено в научный оборот в начале 19го века, во Франции и означало законное установление власти. Принцип легитимности обосновывает правомерность, как сомой власти, так и принимаемых ею решений, а соответственно она побуждает граждан к их добровольному выполнению. Легитимность политической власти это признание обществом законности и правомерности официальной власти и её право управлять им. В основе легитимности могут лежать разные источники, в зависимости от ресурсов власти, так американский ученый Липсет рассматривает легитимность во взаимосвязи с эффективностью власти. Он отмечает, что легитимность означает способность системы порождать и поддерживать веру народа в том, что её политическая система в наибольшей степени отвечает интересам общества. Макс Вейбер выделял следующие 3 типа политической власти:

1) Традиционный - основанный на вере, традициях и обычаях, которые определяют, кто должен править, а кто подчинятся. Этот тип легитимности характерен для монархических государств, а также государств, где управляют племенные вожди.

2) Харизматический тип – прямая противоположность традиционной легитимности. Он основывается на эффективном типе социального действия на сверхъестественном в жизни. К харизматическим качествам Макс Вебер относил авторитет необыденного личного дара (харизмы), это полная личная преданность и доверие. Которая вызвана у людей наличием, у какого либо человека качеств вождя. Таким образом, харизматическая легитимность от греческого слова харизма, что обозначает божественный дар, основанная на вере в личное исключительное качество политического лидера. В его способности осуществлять власть. Этот тип личности Макс Вебер относил к преимущественно религиозным лидерам и пророкам. В современной жизни эти качества нередко приписываются и светским политически лидерам.

3) Рациональный (рационально-правовой) тип легитимности – наиболее распространенный. Он основывается на вере в обязательность легального установления власти. При таком типе легитимности индивиды подчиняются не личности, а установленным законам, Им подчиняются, как и управляемые, так и управляющие. Немецкий философ Ясперс обосновал различия легитимной и нелегитимной власти. Он обозначает, что носитель законной власти может править, безбоязненно опираясь на согласие народа. Властитель, не опирающийся на законность, испытывает страх перед народом. Не легитимность это насилие, которое повсеместно порождает насилие, основанное на недоверии и страхе. Законно установленная власть может потерять доверие у народа в том случае если она не будет её постоянно поддерживать.

Разделение власти

Современное демократическое общество характеризуется разделением власти на:

1) Законодательную

2) Исполнительную

3) Судебную

Впервые идея разделения власти была основана в 17 веке французским политическим просветителем Шарлем Монтескье.

Основная цель разделения власти – избежать злоупотреблением властью. Взаимное сдерживание властей это необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования законно обозначенных границах.

Впервые принцип разделения государственной власти нашел законодательное воплощение в конституции США в 1787 году. Основными предположениями разделения властей являются.

1) Законодательная исполнительная и судебная власть в соответствии с конституцией передаётся разным органам и людям.

2) Все власти равные и автономные не одна из них не может ликвидировать другую.

3) Никакая власть не может использовать права, данные конституцией другой власти.

4) Судебная власть действует не зависимо от политической. Судьи пользуются правами длительного провождения на службе. Конституционный суд может обновить закон вплоть до его отмены, если он противоречит конституции. Таким образом, смысл рассредоточения власть состоит в том, что создаётся механизм сдержек и противовесов призванных помешать сосредоточению государственной власти в одних руках, в одном политическом институте.

В республике Беларусь после референдума 1996 внесены существенные поправки в конституцию страны, которыми определены полномочия и обозначены границы деятельности всех ветвей власти. Четкое различение властей способствует продуктивной их работе по управлению страной.

Типология власти

Существуют различные подходы к типологии власти, так, в зависимости от ресурсов на которых власть основывается, различают экономическую, социальную, культурную, информационную, принудительную власти.

1) Экономическая власть – власть призванная контролировать экономические ресурсы, средства производства. Эта власть не редко занимает доминирующее положение .

2) Социальная власть – власть выражается в распределении позиции на социальной лестнице (статус, должности, льготы и привилегии). Она осуществляется через социальную политику данного государства. В социальных государствах она направленна на выравнивание уровня жизни населения.

3) Культурно информационная власть – власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. В современном информационном обществе она имеет очень большое влияние на модернизацию социальных систем.

4) Принудительная власть – власть, опирающаяся на силовые ресурсы осуществляющая контроль над людьми.

Существует также типология власти, основывающаяся на субъектах политики.

1) Государственная власть

2) Партийная власть

3) Профсоюзная власть

Государственная власть – высшая форма политической власти, осуществляемая специальным обособленным от общества аппаратом управления в границах установленных территорий, имеющие свою внутреннюю структуру и субординацию и обладающие средствами организованного и законодательно закреплённого насилия. Государственная власть реализует деятельность через свои институты, через институт главы государства, институт законодательной власти, а на местах через местные органы управления и самоуправления. Институт исполнительной власти (через правительство, правоохранительные органы, контрольно надзорные органы).


Наши рекомендации