Государство, его сущность, признаки и функции.

Государство – центральный элемент политической системы общества. Государством называют организацию политической власти, которая располагает специальным аппаратом принуждения и имеет право издавать законы. Государство использует политическую власть для управления обществом и сохранения существующих политических отношений. Власть государства всегда имеет принудительный характер и только государство обладает монополией на применение насилия. Признаки государства: 1)Публичная власть, не совпадающая с большинством гражданского населения. 2)Территориальная организация населения. 3)Налоги – регулярное, обязательное и фиксированное отчуждение части произведенного продукта или его стоимости непосредственного производителя. 4)Писанные права. 5)Суверенитет. Функции: 1)Внутренние. -Организационно-хозяйственная. -Регрессивно-охранительная. -Культурно-воспитательная(идеологическая), которую государство осуществляет с помощью СМИ и системы образования. 2)Внешние. -Охрана территории и населения. -Агрессивная- расширение территории. -Дипломатическая – поддержка отношений с другими государствами мирными средствами.

3. Группы интересов, их сущность и основные характеристики.

Группы интересов – добровольные объединения и орг-ция кот. представляют интересы входящих в них людей, помогают людям решать их соц-экон и соц-культурные проблемы с пом. полит деят-ти, но если не ставят перед собой цель завоевания власти, они только влияют на субъектов политики.

Вариантом социально-группового подхода к проблеме субъектов политического процесса является концепция групп интересов,разработанная в начале ХХ века в противовес марксизму. ЕЕ основателем считается американский социолог и политолог Артур Бентли. Первичным субъектом политического процесса, по Бентли, следует считать социальную группу интересов, т.е. объединение людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Эти объединения берут на себя функции представительства интересов входящих в них людей во взаимодействии с политической властью. Их задача – формулировка и агрегирование различных социальных интересов и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству. В числе таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, союзы и общества фермеров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, фенимистские и прочие движения, организации различных меньшинств и т.д.

Взаимодействие таких групп и государства А.Бентли считает сердцевиной политического процесса. Конкуренция различных групп интересов между собой за наибольшее влияние на государство способствует демократизации политической жизни. Ведь только общий баланс, выявленное в столкновении множества политических интересов соотношение сил и определяет направленность государственной политики. Свободное соревнование групп интересов является естественным состоянием «здорового общества», при котором политическая жизнь приобретает вид «мозаики» конкурирующих интересов, где ни одна из групп не в состоянии монополизировать политическую власть. При этом даже сами государственные институты могут рассматриваться как особая «официальная группа интересов», выполняющая арбитражные функции и обеспечивающая целостность и стабильность общества. Таким образом, именно социальные группы интересов, а не формальные политические институты , объявляются сторонниками данной концепции реальными субъектами политического процесса.

Следует отметить, что разные группы интересов используют различные каналы влияния на принятие политических решений. Можно отметить определенную закономерность: чем «современнее» группа интересов, тем меньше она использует непосредственные каналы и механизмы воздействия на государственные институты, тем больше она стремится воздействовать на общественное мнение.

На современное развитие групп интересов в России наложили большой отпечаток проблемы социально-политической трансформации и политические традиции. Речь идет, в первую очередь, о том, что гражданское общество переживает лишь стадию своего становления, интересы отдельных групп лишь выкристаллизовываются, организационные формы их выражения только начинают складываться. Другим важным моментом является незавершенный характер модернизации, параллельное существование традиционных и современных практик и форм организации политической деятельности. Кроме того, на деятельность заинтересованных групп, существующих сегодня в России, накладывают свой отпечаток традиции групп интересов советского периода, составивших систему корпоративно организованного представительства. Неразвитость демократических принципов конкуренции и формирования органов власти, несовершенство институциональных условий существенно ограничивает возможности развития «современных» групп интересов.

К особенностям отечественных групп интересов можно отнести то, что они предпочитают использовать различные механизмы воздействия на аппарат государственной власти, нежели на общественное мнение. При этом преобладают механизмы неформального влияния. Уровень институциализации функционального представительства интересов достаточно низок, однако наблюдается сравнительно быстрое развитие его форм.

Анализ развития групп интересов в России показывает, что эти организации играют своего рода компенсаторную функцию в условиях «недоразвитой» системы политического представительства, способствуя тем самым канализации политических интересов и политической стабилизации.

Наши рекомендации