Международные отношения: специфика, уровни виды.

М.О.это совок экономических, политич. идеологич. правовых, дипломатических связей и взаимоотношений м-ду гос-вами и с-ми госуд.,а также организациями и обществ-ми движен-ми действующими на междунар-й арене.

МО хар-ся рядом черт 1)стихийный характер междунар-го политического процесса в кот-м участвуют мн-во объектов МО. 2)усиление роли выдающ-ся лидеров 3)охват всех сфер жизнедеят-ти общ-ва 4)наличие мн-ва центров принятия политич.решений и регулир-я МО, договорами о сотрудничестве

МО существуют на разл-х масштабных ур-нях, по вертик. глобальные МО т.е. отнош-я м-ду с-ми государств крупными державами характеризующие мировой политич. процесс вцелом.

Региональные-отнош-я м-ду гос-вами определ-го политического региона. Отнош –я конкретной междунар-й политической организации включ.в себя гос-ва заинтересованные в том или ином отнош-и политич. ситуацией по горизонтали.

Групповые отнош-я реализ-ся ч\з отнош-я групп госуд-в междунар-х организаций и двухсторонних организаций.

В кач-ве субъектов МО выступают гос-ва, госуд-е объединения политич.партии, неправительственные М организации

МО дел-ся на след виды:

1.политические, определяющие все др.виды МО; 2.экономические, научно-технические; 3.идеологические; 4.международно-правовые; 5.военно-стратегические; 6.культурные

МО находят свое выражение во внешне-политической д-ти. Во многом развитие МО зависит от д-ти М объединений и организаций. М организации-это постоянные объединения межправительственного и неправит-го хар-ра создаваемые на основе м-дунар-го соглашения в целях содействия реш-ю м-дунар-х проблем.

39. международные организации: межправительственные; неправительственные (нац.-общественные организации, организации частных лиц, научные учреждения, профсоюзы); всемирные и региональные. Межправительственных организаций насчитывается более 1000чи, самой крупной является ООН. Главная ответственность за поддержание мира во всём мире возложена на совет безопасности, состоящий из членов: США, Китай, Россия, Великобритания, Франция. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают международный суд, который рассматривает и решает конфликты с согласия заинтересованных сторон на основе международного права. ООН имеет множество различных комитетов, комиссий, специализированных учреждений для решения разнообразных проблем: экономических, социальных,… Активно действуют региональные межправительственные организации: в Европе - ОБСЕ, ЕС, Северо-Атлантический союз (НАТО); в Африке: «Африканское Единство»; исламские: «ОИК»; Американские государства: ОПЕГ, АОГ. Важную роль в международных политических процессах играют валютно-финансовые организации (МВФ, МБРиР (международный банк реконструкции и развития)). Международных неправительственных организаций около 3000: католическая церковь, Всемирный исламский конгресс, Международная Конфедерация свободных профсоюзов, Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Межпарламентский союз.




40. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, СРЕДСТВА, ФУНКЦИИ.

Внешняя политика-область деят-сти гос-ва в сфере междунар. отношений с целью оказания направленного влияния на др. участников междунар. отношений.

Внешн. политика выступает продолжением внутр. политики гос-ва, однако, осущ-ся в иных общ-ных условиях. Междунар. сообщество имеет свою структуру, составными эл-тами к-рой выступают суверенные гос-ва. Каждое гос-во осущ-т тот или иной курс внешней политики, в основе к-рой лежат национальные интересы.

Субъекты внешн. политики:само гос-во, его институты, полит. лидеры, главы гос-в. Гос-ву принадл. определяющая роль в формировании внешнеполит. курса.

Цели:обеспечение нац. безопасности, возрастание экономич. и полит. могущества гос-ва, укрепление международных позиций гос-ва.

Выработка целей внешн. политики опред-ся такими обстоятельствами как социально-полит. устройство гос-ва, уровеньсоциально-экономич. развития, участие в организациях, полит. к-ре.

Ф-ции внешн. политики:

1.Охранительная:связана с охраной интересов страны и её граждан за границей.

2.Регулятивная:выраж-ся в том, что междунар. сообщество признает необх. соблюдения норм, принципов междунар. общения и закрепляет их соотв. междунар. актами.

3.Информационно-представительская:отраж-ся в деят-сти по созданию положит. имиджа гос-ва.

Для реализации внешнеполит. целей исп-ся след. средства: 1.информационно-пропагандистскиеm 2.политические 3.экономические

Кроме данной типологии выд-ся устойчивые средства внешн. политики(территория, климат, прир. ископаемые), переменные(направления внешн. политики, полит. лидеры).

РБ в мировой политике.

Внешн. Пол-ка РБ строится на след. принципах. Рав-во государств, неприменение силы в М.отношениях, нерушимость границ, мирное урегулир-е междунар-х конфликтов и противоречий, уважение суверенитета др.государств.

В кач-ве стратегических целей выступают обеспечение благоприятных междунар-х условий для укрепления своей госуд-ти, суверенитета, територ-й целостности, развитие взаимовыгодного сотрудничества с др.государствами и народами,непосредственное участие в решении общечелов-х проблем и формирование гуманного мирового порядка.

Внешнеполитические приоритеты Беларуси.

1. выполнение обязательств по междунар-м соглашениям и договорам в области разоружения и контроля.

2. Б. выступает в кач-ве надежного партнера в борьбе с терроризмом.Страна присоединилась к международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

3. развитие сотрудничества в рамках ООН.

4. развитие контактов с общеевропейскими структурами(ЕС,совет европы)

5. развитие союзн. отнош-й с РФ

6. приверженность интеграции в рамках СНГ, организ. договора коллективной безопасности.

7. развитие политич. и экономич. отнош-й в рамках евразийского сообщества.

Развитие отношений с Китаем, Индией,Кубой, Бразилией, аргентиной.

Для РБ хар-на черта многовекторность, что предполагает развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами.


Наши рекомендации