Международные отношения: понятие и специфика.

Международные отношения: понятие и специфика.

Международные отношения определяются как система политических, экономических, социальных, культурных, военных, правовых и иных связей между государствами и народами.

Международные отношения выступают специфическим видом общественных отношений. Как и общественные отношения в целом, они являются отношениями между людьми; в них четко выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В то же время международные отношения характеризуются рядом особенностей. Это, во-первых, их безвластно характер. Власть является одним из основных регуляторов общественной жизни внутри государства, где существуют отношения господства и подчинения, руководства и подчинения. В отношениях между государствами властные отношения как отношения господства и подчинения является не правилом, а отклонением от него. Здесь должно быть равенство партнеров под углом зрения международного права. Это отношения конкуренции, соперничества или сотрудничества и лишь как исключение - господство и подчинение.

Поскольку международные отношения не имеют властного характера, то возникает проблема выделения их политического аспекта. Этот аспект не может быть определен через власть, как это делается в отношении политики внутри государства. Он может быть выделен на основе субъектов отношений, которыми являются политические институты и лица, которые их представляют. Другими словами, международные политические отношения - это отношения между государствами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, международными организациями и другими субъектами политики на международной арене. За такого понимания международных политических отношений даже сугубо экономические отношения между государствами как политическими институтами приобретают политический характер. Политический аспект, политические отношения составляют основное содержание международных отношений.

Во-вторых, система международных отношений имеет децентрализованный характер. Если внутри государства является общегосударственный центр принятия решений, которым выступает система властных органов, то в международных отношениях таких руководящих центров, деятельность которых основывалась бы на господстве и подчинении, нет.

В-третьих, основным средством разрешения противоречий в международных отношениях является консенсус - принятие решения на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников. Консенсус применяется также, как средство обеспечения единства позиций государств к проведению голосования по обсуждаемым вопросам, которое в таком случае откладывается на время процесса согласования. Консенсус имеет важное значение в достижении договоренности между государствами, поскольку открывает возможности для поиска взаимоприемлемых решений для всех участников переговоров. Он предусматривает принятия решений всеми государствами на основе добровольных компромиссов, уважения суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключает диктат, давление или принятия решения механической большинством голосов на международной конференции или в международной организации.

По-четвертых, в международных отношениях большую, чем у внутренних, роль играет субъективный фактор, особенно деятельность руководителей государств и международных организаций, в решении имеющихся противоречий.

Теории глобализации.

Глобализация – серия тенденций социальных изменений, приводящих к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социальной организацией глобального типа. Это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Были выработаны три теоретические подхода: империализм, теория зависимости и теория мировой системы. Эти три теоретических подхода к глобализации могут считаться классическими, но это конечно не все теории, которые были выдвинуты. Существует еще целый ряд таких теорий, например: теория модернизации, теория стадий роста, концепция взаимозависимости национальных хозяйств, концепция равного партнерства и др.

1) Теория империализма

Теории империализма и неоколониализма объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом понимается та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (В.И. Ленин).. Теория имеет несколько направлений, в частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

2) Теория зависимости

С теорией неоимпериализма связан другой подход, именуемый теорией зависимости. Он был впервые сформулирован в результате анализа ситуации, сложившейся в Южной Америке. В соответствии с теорией зависимости, мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате чего ядро индустриального мира (Соединенные Штаты, Европа и Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Причины и природа этой зависимости определяются тем, на какой стадии находился процесс колонизации конкретной страны и кто ее проводил. Зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран.

3) Теория мировой системы

Теория мировой системы, разработанная Эммануэлем Валлерштайном, является наиболее сложной попыткой интерпретации картины мирового неравенства. По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра — те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.
Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия — “внешняя граница” мировой экономики — проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.
Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене — ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики. Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам.

17. Основные составляющие глобализации.

Оценивая анализ глобализации современной международно-политической наукой, можно сказать, что ее основные проявления сводятся к нескольким группам факторов. Их совокупное взаимодействие и взаимовлияние составляет содержание явления глобализации.
Выделяемые группы факторов таковы:

1. Тенденция к становлению экономической системы, функционирующей по единым правилам, в масштабе всей планеты. Даже наиболее развитые государства не могут игнорировать эти правила. Они вынуждены учитывать их при разработке и реализации не только своих внешнеэкономических и внешнеполитических, а также внутренних стратегий. «В мире произошли кардинальные перемены, произошло качественное изменение результирующего вектора мирового развития — продолжает набирать силу процесс экономизации политики».

2. Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

3. Эрозия национально-государственного суверенитета в результате возрастающей «проницаемости» межгосударственных границ и ослабление традиционных функций государства (особенно в сфере безопасности и социальной защиты населения).

4. Размывание границ между «внутренними» и «внешними» политическими, экономическими, информационными и другими процессами.

5. Распространение на весь мир западных (прежде всего — американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга.

6. Формирование идеологии «глобализма», призванной обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США.

В свете вышесказанного одна из главных трудностей в определении сущности глобализации связана с многообразием ее проявлений. Речь идет о нескольких действительно важных процессах: интернационализация экономики, развитие единой системы мировой связи, изменение и ослабление функций национального государства, активизация деятельности транснациональных негосударственных образований, в том числе таких, как этнические диаспоры, религиозные движения, мафиозные группы». Этот список легко можно было бы продолжить, добавив, например, интернационализацию проблем безопасности (вопросы нераспространения ядерного оружия, загрязнения окружающей среды), изменения в культурном ареале современного человека, в его психологии... Однако главное состоит не в количестве примеров глобализации, а в том, каков их общий вектор воздействия на изменения, происходящие в современных международных отношениях?

Организация НАТО.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Организация намерена предпринимать совместные действия и осуществлять всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантического договора НАТО служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, не совместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

На саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратегическая концепция НАТО. В ней провозглашается право альянса на проведение военных операций за пределами территории стран – членов НАТО, причем в случае необходимости – без мандата ООН, ее Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия обосновывается тем, что права человека и нормы демократии являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к европейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет России – НАТО. Центральной задачей этого органа будет формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

Организация ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Со­вещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Реше­нием Будапештского совещания 1994 г.

Совещание было преобразо­вано в организацию.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 евро­пейских государств, США и Канады. Этот документ содержал про­грамму сотрудничества в области разрядки процесса напряжен­ности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 г., Венским итоговым до­кументом 1989 г., Документом Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской хартией для новой Европы 1990г., Пражским докумен­том о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ1992 г., Документом Московского совещания 1993 г. и др.

Проводившиеся все чаще совещания представителей государств требовали создания постоянно действующих органов для обеспече­ния их деятельности. По мере необходимости создавались органы СБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующие их деятельность Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учре­дительного документа международных организаций — устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

- обеспечение мира и безопасности в Европе;

- поддержание разрядки международной напряженности;

- обеспечение соблюдения прав человека;

- соблюдение в отношениях между странами принципов междуна­родного права.

Структура ОБСЕ довольно сложна. Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных мень­шинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская ассамблея, Арбитражный и ми­ровой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулиро­вания споров и др.

Беларусь и ОБСЕ.

Всеобъемлющий подход ОБСЕ к вопросам безопасности и широкий состав участников делают Организацию важным и уникальным международным форумом для политического диалога.
Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ с 30 января 1992 года.

При вступлении в ОБСЕ Беларусь присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года.
Беларусь принимает активное участие в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ и тем самым вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам сотрудничества и безопасности.

Республика Беларусь участвует в деятельности организации в рамках работы Постоянного совета ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы и Консультативного комитета по открытому небу, а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в основополагающих документах ОБСЕ.

Для Беларуси участие в ОБСЕ имеет принципиальное значение. ОБСЕ является важным форумом для продвижения внешнеполитических инициатив Республики Беларусь и развития политического диалога с ключевыми странами на евроатлантическом пространстве.

Беларусь поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в более широком использовании возможностей и потенциала Организации как в плане укрепления безопасности на евро-атлантическом пространстве, так и в целях создания благоприятных условий для развития сотрудничества.

Беларусь традиционно выступает в качестве одного из наиболее активных и последовательных сторонников комплексного реформирования ОБСЕ, устранения существующих перекосов и недостатков в ее работе. Основная цель – трансформация ОБСЕ в полноценную эффективную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.

Беларусь выступает за дальнейшее повышения эффективности работы миссий ОБСЕ. Основное внимание в работе миссий должно быть сосредоточено на конкретных, значимых проектах, отвечающих реальным потребностям принимающих государств. При этом белорусская сторона выступает за более четкую регламентацию работы и отчетности, выработку критериев оценки выполнения миссиями их мандатов. Одним из основных таких критериев должна быть постепенная передача функций миссий национальным органам принимающих государств.

Республика Беларусь осуществляет прагматичное и конструктивное взаимодействие с институтами ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по свободе СМИ, а также Секретариатом ОБСЕ, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя / Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми.

Беларусь высказывается за повышение прозрачности и объективности процесса наблюдения за выборами, проводимого ОБСЕ, и предлагает провести сравнительный анализ избирательного законодательства и практики всех государств-участников ОБСЕ и утвердить в рамках коллективных органов ОБСЕ единые и согласованные правила наблюдения за выборами.

Беларусь как член ООН.

Беларусь является учредителем Организации Объединенных Наций и белорусская делегация в числе других делегаций, представляющих первоначальных членов Организации, подписала в октябре 1945 года в Сан-Франциско Устав ООН. Принятие Беларуси, не являющейся на тот момент независимым государств, в создаваемую глобальную организацию стало признанием международным сообществом огромной роли, которую сыграл белорусский народ в деле победы над фашизмом.

Участие в работе ООН и системы ее органов и спецуреждений позволяет Республике Беларусь более эффективно решать задачи внешнеполитического обеспечения процессов развития белорусского государства и модернизации национальной экономики.

В политическом контексте основные усилия направлены на создание через механизмы ООН благоприятных внешних условий, обеспечивающих национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, а также служащих формированию международного авторитета страны.

Данная задача реализуется через ряд инструментов, среди которых основным является продвижение в ООН крупных белорусских внешнеполитических инициатив, таких, как признание многообразия путей прогрессивного развития, создание глобальных партнерств, противодействие торговле людьми и других. Данные инициативы призваны внести свой вклад в решение актуальных транснациональных вызовов, а также в формирование более справедливого мироустройства, основанного на общепризнанных принципах Устава ООН и нормах международного права.

С учетом ясно обозначенных принципиальных подходов Республики Беларусь к набирающим в последнее время силу процессам глобализации, нарастания конфликтных факторов и нестабильности в международных отношениях, важнейшим приоритетом своего участия в ООН наша страна видит укрепление центральной роли Организации в мировых делах. В этой связи Беларусь активно выступает с трибуны ООН против применения односторонних подходов в решении вопросов международного мира и безопасности, против разрушения системы международного права, основанной на Уставе ООН. В последние несколько лет Республика Беларусь стала принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, тем самым внося свой собственный вклад в поддержание мира и безопасности на планете.

Этой же цели призваны содействовать усилия Беларуси по проведению институциональных реформ в Организации, прежде всего ее главных органов ООН – Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета. Итогом реформ должно стать наделение ООН, ее органов и учреждений адекватными возможностями для эффективной реализации уставных целей и задач по противодействию глобальным вызовам современности как в политике международной безопасности, так и в социально-экономической сфере.

В экономическом контексте белорусская дипломатия нацелена на привлечение потенциала и ресурсов ООН для содействия процессам внутреннего развития Республики Беларусь. Основные направления сотрудничества с организациями и учреждениями системы ООН под эту задачу определены в Рамочной программе ООН по оказанию помощи Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Документ предусматривает мобилизацию финансовых ресурсов, доступных белорусским реципиентам, в объеме до 490 миллионов долларов США. Кроме того, с рядом учреждений и агентств системы ООН, например, с Программой развития ООН (ПРООН), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), совместно разработаны отдельные программы, которые детализируют и расширяют соответствующие направления сотрудничества, определенные в Рамочной программе.

Решению задач экономического характера и развития в целом служит участие Беларуси в деятельности ряда специализированных организаций системы ООН – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Европейской экономической комиссии (ЕЭК), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и других.

В целях привлечения потенциала ООН на содействие решению национальных задач в областях гуманитарного и социального развития Беларусь активно сотрудничает с такими специализированными организациями и учреждениями системы ООН, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП) и другими.

Международные отношения: понятие и специфика.

Международные отношения определяются как система политических, экономических, социальных, культурных, военных, правовых и иных связей между государствами и народами.

Международные отношения выступают специфическим видом общественных отношений. Как и общественные отношения в целом, они являются отношениями между людьми; в них четко выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В то же время международные отношения характеризуются рядом особенностей. Это, во-первых, их безвластно характер. Власть является одним из основных регуляторов общественной жизни внутри государства, где существуют отношения господства и подчинения, руководства и подчинения. В отношениях между государствами властные отношения как отношения господства и подчинения является не правилом, а отклонением от него. Здесь должно быть равенство партнеров под углом зрения международного права. Это отношения конкуренции, соперничества или сотрудничества и лишь как исключение - господство и подчинение.

Поскольку международные отношения не имеют властного характера, то возникает проблема выделения их политического аспекта. Этот аспект не может быть определен через власть, как это делается в отношении политики внутри государства. Он может быть выделен на основе субъектов отношений, которыми являются политические институты и лица, которые их представляют. Другими словами, международные политические отношения - это отношения между государствами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, международными организациями и другими субъектами политики на международной арене. За такого понимания международных политических отношений даже сугубо экономические отношения между государствами как политическими институтами приобретают политический характер. Политический аспект, политические отношения составляют основное содержание международных отношений.

Во-вторых, система международных отношений имеет децентрализованный характер. Если внутри государства является общегосударственный центр принятия решений, которым выступает система властных органов, то в международных отношениях таких руководящих центров, деятельность которых основывалась бы на господстве и подчинении, нет.

В-третьих, основным средством разрешения противоречий в международных отношениях является консенсус - принятие решения на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников. Консенсус применяется также, как средство обеспечения единства позиций государств к проведению голосования по обсуждаемым вопросам, которое в таком случае откладывается на время процесса согласования. Консенсус имеет важное значение в достижении договоренности между государствами, поскольку открывает возможности для поиска взаимоприемлемых решений для всех участников переговоров. Он предусматривает принятия решений всеми государствами на основе добровольных компромиссов, уважения суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключает диктат, давление или принятия решения механической большинством голосов на международной конференции или в международной организации.

По-четвертых, в международных отношениях большую, чем у внутренних, роль играет субъективный фактор, особенно деятельность руководителей государств и международных организаций, в решении имеющихся противоречий.

Наши рекомендации