Тема: государство – основной институт политической системы
1. теории происхождения государства
2. сущность, признаки и функции государства
3. формы и типы государства
4. правовое государство и гражданское общество
1)
Конфуций (ок 551-479гг до н э): государство – большая семья, где отношения между правителем и подданным = отношения между старшими и младшими
Государство – политический институт, который организовывает жизнь населения на определенной территории, обеспечивает порядок и поддерживает нормы и правила человеческого общежития.
Теории происхождения государства:
Теологическая теория (Ф. Аквинский 1225-1274): государство – результат Божьей воли, орудие проявления Божественного плана; оно вечно как и Творец.
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Договорная теория: государство возникло в результате договора и между народом и правителями; со временем правители забыли о своих обязанностях перед народом – нужно заключить новый общественный договор
Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг: Теория насилия:
-теория внешнего насилия: государство – результат внешнего завоевания одного народа другим (государство – аппарат принуждения)
-теория внутреннего насилия: государство – результат насилия одной части общества над другой
Ф. Ницше. расовая теория: государство для обеспечения постоянного господства высших рас над низшими
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895). Классовая теория: государство возникло в результате разложения родового строя, появления общественного разделения труда и частной собственности, расслоения общества; государство – орудие подавления и эксплуатации угнетенного класса
Герберт Спенсер (1820-1903). Органическая теория: государство – живой организм, части которого выполняют определенные функции (правительство – мозг)
Психологическая теория: государство – следствие психологических закономерностей развития человека, который имеет естественные потребности в определенной организации (Г. Тард, Л. Петражитский)
2)
Отличительные признаки государства:
-суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне)
-принудительность (монопольное право на применение принуждения, право на легальное насилие для поддержания порядка)
-всеобщность (государство включает в сферу своего взаимодействия всех людей, проживающих на его территории, монопольно издает законы, обязательные для всех)
Атрибуты государства:
-территория (определяется границами, которые разделяют сферы суверенитета отдельных государств)
-население
-государственный аппарат
-государственный флаг, герб, гимн
-столица
-государственная денежная единица
-глава государства
Функции государства:
Внутренние:
-охрана общественного порядка
-социальная
-экономическая
-защита прав и свобод граждан
-идеологическая
Внешние:
-поддержание отношения с другими государствами
-внешнеэкономическая
-военная
-решение глобальных проблем
3)
Форма государства (строение, структура и организация государственной власти) включает три элемента:
-форму правления
-форму государственного устройства
-форму политического режима
Форма правления – организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, между ними и гражданами
Формы правления:
-монархия – власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству
-республика – высшие органы избираются населением на определенный срок
Монархия:
-абсолютная
-конституционная: парламентская и дуалистическая
- теократическая (в руках монарха сосредоточена не только светская, но и духовная сфера)
- выборная (Объединенные Арабские Эмираты)
Республика:
- президентская
-парламентская
-полупрезидентская (смешанная)
-суперпрезидентская
Характерные признаки президентской республики (США):
-президент – глава государства и глава исполнительной власти
-жестокое разделение властей
-президент не может распустить парламент
-парламент не может вынести вотум недоверия правительству
-Парламент может объявить импичмент президенту
-президент имеет право отлагательного вето
-президент не имеет законодательной инициативы
Характерные признаки парламентской республики (ФРГ):
-руководящий орган власти – парламент
-правительство формируется на парламентской основе
-отсутствие жестокое разделения властей
-правительство обладает законодательной инициативой
-реальная власть в руках Премьер-министра
-президент выполняет представляет представительные функции
-Премьер-министр имеет право распустить парламент
Характерные признаки смешанной республики (РБ):
-президент – глава государства; его роль велика
-президент может распустить парламент
-президент назначает правительство и премьер-министра
-президент обладает правом законодательной и инициативы и правом отлагательного вето
-двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом
Форма государственного устройства – раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений между центральной, региональной и местными властями:
-унитарное государство (единое, простое, государство)
-федерация (сложное, союзное государства)
-конфедерация (союз юридически и политически самостоятельных государств)
унитарное государство (РБ, Франция, Испания). Признаки:
-Концентрация финансов в национальном бюджете
-вмешательство центра в дела местной власти
-господство единой системы органов правосудия
-единые правовые и конституционные нормы
-единое гражданство
-возможность центра замещать исполнительные органы местной власти по своему усмотрению
Характерные черты федерации (РФ, США, ФРГ):
-субъекты федерации автономны и самоуправляемы
-наличие 2х палатного парламента
-сосуществование единой Конституции государства и Конституций субъектов
-наличие двойного гражданства
-существование единой системы прав граждан, единой судебной системы, единой валюты, единой охраны границ
-наличие собственных правительств
Характерные признаки конфедерации (ЕС):
-юридическая и политическая самостоятельность государств-участников
-отсутствие единого центра принятия решений
-совместные решения принимаются на основе консенсуса
-возможность государства-участников в любой момент покинуть союз
-проведение совместной политики в определенных целях (оборона, внешние связи и т д)
3)
Правовое государство – организация власти, создающая условия для наиболее полного обеспечении прав и свобод человека и гражданина
По отношению к гражданам действует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом»; по отношению к людям, наделенным властью – «разрешено только то, на что они уполномочены законом»
Принципы деятельности правового государства:
-верховенство права во всех сферах жизни общества
-незыблемость свободы личности, ее прав и свободы
-отсутствие командно-административных методов управления
-взаимная ответственность личности и государства
-политический и идеологический плюрализм
-исключение любых форм деспотии и диктатуры
-суверенитет народа
-наличие развитого гражданского общества
-функционирование институтов демократии, которые препятствуют узурпации власти
-разделение властей
-независимость и автономность суда
-наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан
-участие граждан в управлении государством посредством механизмов прямой демократии
Тема 8: органы власти в РБ
1. основы государственно-институционального строя РБ
2. Президент, Парламент, Правительство РБ
3. местное самоуправление и управление
4. бюрократия и бюрократизм
1)
Конституционный строй – государственный и общественный порядок, который определен Конституцией, как основным законом страны
Признаки конституционного строя:
-подчинение государства праву
-признание и гарантированность прав и свобод человека
-разделение властей
-многообразие форм собственности
-политический плюрализм
-наличие гражданского общества
Основы конституционного строя РБ:
1.РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст1)
2.государственный суверенитет – право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст2)
3.народный суверенитет – право белорусского народа осуществлять свою власть самостоятельно, быть единственным источником государственной власти (ст3)
4.государство ответственно за развитие демократии, которая осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст4)
5.государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст14)
6.селовека, его права, свободы и гарантии, их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства (ст2).
2)
1994г – введение института президентства в Беларуси
1996г – внесение изменений и дополнений в Конституции РБ – расширение полномочий президента
Функции президентской власти:
-гарантийная
-арбитражно-интегративная
-контрольная
Президент РБ:
1.назначает референдумы, выборы в Парламент и местные Советы
2.распускает палаты Национального собрания
3.назначение Премьер-министра
Парламент.
Национальное собрание РБ – высший представительный и законодательный орган власти
Палата представителей:
-рассматривает проекты законодательства
-назначает выборы президента
-дает согласие президенту на назначение Премьер-министра
-выдвигает обвинения против президента
Совет республики:
-дает согласие на назначение президентом председателя и судей 3х высших судов, председателя ЦИК, Генпрокурора, председателя Нац банка
-избирает 6 судей Конституционного суда
Правительство – совет Министров РБ – центральный орган государственного управления, высший орган исполнительной власти
Правительство:
-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны
-разрабатывает проект республиканского бюджета и отчитываемости о его выполнении перед Парламентом
-обеспечивает исполнение Конституции и законов
-принимает меры по обеспечению прав свобод граждан
Система судов:
-Конституционный Суд
-Верховный Суд
-Высший Хозяйственный Суд
3)
Органы местного управления и самоуправления:
-исполнительные комитеты
-местные Советы депутатов
-органы территориального местного самоуправления
-местные референдумы
-собрание граждан
4)
Бюрократия – рационально организованная служба управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствие с законами, инструкциями и другими правилами – особы слой чиновников-управленцев
Основные подходы к исследованию бюрократии:
1)концепция рациаональной бюрократии М. Вебера – В. Вальсона
-иерархичность
-бюрократы лично свободны, исполняют свои обязанности на контрактной основе, их функции четко определены
-главный критерий отбора – квалификация
-единственный источник доходов – зарплата
-основные занятия чиновника – выполнение служебных обязанностей
-повышение в должности осуществляется на основе должностных заслуг
-чиновник не может присваивать занимаемую должность или извлекать доходы, связанные с ней
-бюрократический аппарат и чиновники подчиняются строгой дисциплине, их деятельность контролируются
Модели взаимодействия бюрократии и политики:
1.чиновники – послушные исполнители воли политиков
2.бюрократы и политическая элита имеют общие интересы
3.функциональное единство администрации и политических элит
4.между бюрократией и политической элитой осуществляется конкуренция
2)теория бюрократии К. Маркса
Бюрократия = бюрократизм
-подмена общественных интересов частными
-неспособность бюрократии решить подлинные проблемы
-отсутствие у нее гос разума
-извращенное восприятие действительности
-предвзятость, произвол
-формализм
-карьеризм как образ жизни
Бюрократизм – групповая монополия управляющих……………………
Коррупция – преступная деятельность, связанная с подчиненностью государственных чиновников, получением или лично, или через посредников материальных благ
Формы проявления:
-подкуп чиновников и общественно-политической деятелей
-взяточничество как законное или незаконное предоставление благ или льгот
-протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, приятельских отношениях
-покупка
Последствия коррупции:
-расширение теневой экономики
-разрушение конкуренции
-моральное разложение чиновников
-создание организованной преступности
-усиление социальной дифференциации общества
-дискредитация права
-нравственная деградация общества