Направлениеподготовки 38.03.01 Экономика. очная форма обучения / заочная форма обучения, ускоренное обучение Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину Формы внеаудиторной
очная форма обучения / заочная форма обучения, ускоренное обучение
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися |
Тема 1. Предмет политологииКатегориальный аппарат | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 2/4 | Роль и место политики в жизни современных обществ. Понятия и категории в политологии. |
Тема 2. Политическая власть | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к дискуссии по работе Н. Макиавелли «Государь». | 7/10 | Современные концепции власти |
Тема 3. Политическое лидерство. Политическая элита | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 10/12 | Проблемы «кадрового резерва». Политические лидеры мирового и национального масштаба. Формирование политической элиты современной России. Качественные характеристики современной политической и экономической элиты России |
Тема 4. Государство как политический институт | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 10/12 | Политическая культура: сущность, элементы, функции, типология. Политическая культура современной России |
Тема 5. Политические режимы | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к дискуссии по работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс». | 10/14 | Классификация политических режимов. Отличие авторитарного режима от тоталитарного. Особенности политического режима в современной России |
Тема 6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения. | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 9/12 | Партийные системы: критерии их классификации. Проблемы финансирования политических партий. Гражданское общество и политическая власть, механизм взаимосвязи и взаимодействия. Условия формирования гражданского общества в России |
Тема 7. Избирательные системы. | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. Подготовка к круглому столу «Избирательные технологии на выборах в РФ». | 8/12 | Законодательство об избирательной системе. Финансирование избирательных кампаний |
Тема 8 Основные политические идеологии современности | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 9/10 | Новые тенденции в развитии основных политических идеологий современности. Идеологическое обеспечение реформ в России («Суверенная демократия») |
Тема 9. История политической мысли | Разбор теоретических вопросов, работа с учебной (основной и дополнительной), справочной литературой, Интернет-ресурсами. Подготовка докладов, учебных презентаций по выбранной теме к семинарскому занятию. | 7/10 | Российская политическая мысль |
Итого 72/96 |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Примерная тематика эссе.
1. Политика и мораль (размышления на основе трактата Н. Макиавелли «Государь»).
2. Феномен «человека массы» (размышления по работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»).
3. «Опиум для народа – не религия, а революция» (Симона Вейль).
4. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.А. Бердяев).
5. «Демократия – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
6. «Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает» (Жозеф де Местр).
7. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Бернард Шоу).
8. «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация» (Станислав Ежи Лец).
9. «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
10. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
11. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее» (Карл Ясперс).
12. «Свобода есть право на неравенство» (Н.А. Бердяев).
13. «Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее» (Ханна Арендт).
14. «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать» (Вольтер).
15. «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Джон Кеннеди).
16. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В.О. Ключевский).
17. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Берне).
18. «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (У. Черчилль).
19. «Победа тоталитаризма может совпасть с разрушением человечества» (Ханна Арендт).
20. «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства» (В.И. Ленин).
Примерные варианты контрольной работы.
Вариант № 1.
1. Почему, по мнению известных политологов М. Вебера, А. Лоуэлла, М. Дюверже, политические партии как институт представительства интересов являются неотъемлемым атрибутом, без которого немыслимо функционирование демократической политической системы? Свой ответ поясните.
2. Согласны ли Вы с утверждением Симоны Вейль «Опиум для народа – не религия, а революция». Дайте развернутый ответ.
3. Какой политический лидер современной России вызывает у Вас симпатии и почему?
Вариант № 2.
1. В западной политологии выделено три основных типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Опишите феномен социального государства, раскрыв содержание вышеназванных его типов. Ответ подтвердите примерами.
2. Объясните высказывание Станислава Ежи Леца «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация».
3. Дайте сравнительный анализ советской и современной российской политических элит по следующим характеристикам.
Характеристика | Советская политическая элита | Современная российская политическая элита |
Социальный состав | ||
Профессиональный и образовательный уровень | ||
Требования, предъявляемые к члену элиты | ||
Механизмы отбора | ||
Степень открытости | ||
Интенсивность циркуляции |
Критерии балльной оценки форм текущего контроля успеваемости содержатся в соответствующих методических рекомендациях кафедры.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и навыков содержатся в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине»рабочей программы дисциплины.
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
ОНК-1: Способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности
Оценка уровня сформированности компетенции
Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
Знать: законы и закономерности общественных явлений, методологию и методы научного познания; Уметь: анализировать, соотносить и актуализировать политические знания, применять результаты научного анализа в профессиональной деятельности; Владеть: методологией научного познания, формами и методами применения результатов научных исследований в своей профессиональной деятельности. | Знать гуманитарные дисциплины; Уметь применять научные законы в своей профессиональной деятельности; Владеть навыками поиска научных знаний. | Пороговый уровень |
Знать основные законы и закономерности исторического развития, гуманитарных дисциплин, возможность их применения в профессиональной деятельности; Уметь проводить анализ политической и экономической деятельности, отстаивать свою точку зрения; Владеть навыками использования законов исторического развития в своей профессиональной деятельности. | Продвинутый уровень | |
Знать методологию научного познания, законы и закономерности исторического развития, перспективы политического и экономического развития страны в соответствии с Конституцией РФ; Уметь давать оценку общественно-политическим явлениям, анализировать качество нормативных правовых актов, видеть историческую перспективу развития общества; Владеть методологией научного познания, формами и методами их применения в научной и профессиональной деятельности. | Высокий уровень |
ОНК-2:Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценки происходящих процессов и закономерностей
Оценка уровня сформированности компетенции
Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
Знать: политический, исторический опыт, современные концепции политической культуры, влияние экономики на культуру; Уметь: формировать политическое сознание иповедение; Владеть: формами и методами воспитательной работы, методикой политического анализа, технологиями влияния на политический процесс. | Знать последние политические события; Уметь комментировать происходящие политические события; Владеть культурой мышления. | Пороговый уровень |
Знать происходящие в мире и стране события, давать им правильную политическую оценку; Уметь правильно воспринимать политические события и происходящие процессы; Владеть инструментарием политического анализа, культурой политического мышления. | Продвинутый уровень | |
Знать происходящие в стране и за рубежом процессы и закономерности; Уметь давать правильную политическую оценку происходящим в стране процессам и закономерностям; Владеть формами и методами воспитания культуры мышления, правильной оценки происходящих процессов и закономерностей. Владеть технологиями влияния на политические процессы. | Высокий уровень |
СЛК-1: Способность и готовность к продолжению образования и к самообразованию
Оценка уровня сформированности компетенции
Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
Знать: необходимость постоянного совершенствования своих профессиональных качеств, накопления опыта работы и умения применять его на практике; Уметь: заниматься самообразованием, желание постоянно совершенствовать свои профессиональные качества; Владеть: мотивированной способностью к саморазвитию, повышению уровня политических знаний; опытом научной деятельности, новыми технологиями получения знаний. | Знать необходимость получения знаний; Уметь получать знания в учебных заведениях, библиотеках, в СМИ, через интернет; Владеть опытом учебы. | Пороговый уровень |
Знать перспективу профессионального роста при получении определенных знаний; Уметь использовать полученные знания на практике; Владеть новыми технологиями получения знаний. | Продвинутый уровень | |
Знать законодательство об образовании, перспективы дальнейшего повышения знаний в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, за рубежом; Уметь создать необходимые условия, использовать все технические и организационные возможности для повышения знаний; Владеть средствами, желанием и навыками учебы | Высокий уровень |
Зачет по дисциплине выставляется студенту при условии сформированности по каждой компетенции как минимум порогового уровня.