Феномен власти. Политическая власть и ее структура
Власть является одним из базовых явлений общества и политики. Во всех устойчивых объединениях людей – в семье, в производственной организации, в любом коллективе, в обществе в целом обнаруживается феномен власти.
Власть представляет собой сложное многоаспектное явление. Наиболее значимыми аспектами власти являются следующие:
а) власть есть способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. Власть понимается как нечто объективно необходимое, без чего неминуем распад социальных систем;
б) власть есть способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Любое общество устроено иерархично: одни управляют, другие исполняют;
в) власть – это свойство определенных статусов, ролей, позволяющих контролировать социальные ресурсы, средства влияния. Власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания;
г) власть – это особый тип поведения людей, когда одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть обычно персонифицируется. М.Вебер коротко определил власть следующим образом: власть – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других.
Многоаспектное видение власти позволяет нам не останавливаться на её внешнем личностном проявлении.
Так, доцент Н. осуществляет свою власть, потому что это входит в его обязанности (статус). Но эти обязанности (его статус) созданы обществом для осуществления процесса образования как части общего процесса социализации. Власть доцента Н. является необходимым моментом очень важного для общества процесса социализации индивидов.
Власть всегда двустороннее взаимодействие, где есть субъект и объект власти. Субъект – это активное начало власти, объект – это подчиняющаяся сторона. Без объекта не может быть субъекта власти. В феномене власти должен быть обязательно кто-то, кто подчиняется.
Субъект и объект власти руководствуются разными мотивами. Субъект власти стремится к ней или потому, что она важна для него сама по себе, или он проявляет интерес к ней как к средству достижению других благ. Объект власти подчиняется под давлением страха, по привычке, по убеждению, потому что он воспринимает субъект власти как нечто авторитетное, или он идентифицирует себя с субъектом власти, когда последний воспринимается как свой представитель и защитник.
Влияние субъекта власти на объект власти происходит с использованием различных средств. Их еще называют ресурсами (рычагами) власти. В науке существует их несколько классификаций. Широко используется классификация ресурсов власти, данная американским исследователем А.Этциони:
1. Утилитарные. Это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Например, в качестве блага может выступать более высокая должность;
2. Нормативные. Это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей. Средствами воздействиями могут быть средства массовой информации, знания, навыки внушения и т.п.;
3. Принудительные (силовые). Это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. Принудительные ресурсы считаются традиционно наиболее эффективным источником власти, поскольку их использование способно лишить индивида имущества, свободы и жизни – высших человеческих ценностей.
Наряду с многообразием ресурсов власти можно говорить и о многообразии видов власти. Существуют следующие виды власти:
а) экономическая. Эта власть представляет собой контроль над экономическими ресурсами. В спокойные периоды развития общества это главный вид власти;
б) социальная. Она выражается в распределении позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий;
в) культурно-информационная. Эта власть над людьми с помощью информации и средств ее распространения;
г) принудительная. Власть, основанная на применении или угрозы применения физической силы;
д) политическая власть, занимающая особое место в обществе.
Отличительными признаками политической власти являются:
1. Легальность использования насилия в пределах государства;
2. Верховенство, обязательность ее решений для всякой иной власти;
3. Публичность, т.е. всеобщность и безличность(она обращается от имени общества с помощью права ко всем гражданам);
4. Моноцентричность –наличие единого центра принятия решений (остальные виды власти полицентричны);
5. Многообразие ресурсов.Политическая использует и утилитарные и нормативные и принудительные ресурсы. Во взаимодействии различных властей в обществе проявляется т.н. кумулятивный эффект, т.е. усиливающееся накопление политической власти. Обладание богатством повышает возможность вхождения в политическую элиту и доступа к СМИ, высокое должностное положение способствует накоплению богатства, а владение информационными ресурсами позволяет занять лидирующие политические позиции и т.д.
Политическая власть делится на виды в соответствии с субъектом власти. Здесь главной является государственная власть, которая в свою очередь делится на:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную власть.
Субъектом политической власти могут быть также отдельные личности (прежде всего политические лидеры), политические элиты, социальные общности (нации, классы, социальные слои и т.п.), политические партии и общественные организации, союз государств, мировое сообщество.
Различают три уровня политической власти в обществе:
- высший – уровень общества в целом;
- средний – уровень регионов;
- низший – уровень отдельных политических организаций, небольших групп людей.