Феномен власти. Власть и политика.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития.

В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

1. Источник власти (авторитет, сила, закон).

2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через:

- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

- подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

3. Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.

4. Функции власти:

- интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом);

-регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества);

-мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности);

- репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности);

- стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.

Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти:

- экономическая;

- военная;

- семейная;

- политическая и др.

Политическая власть занимает ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. Существует множество различных определений политической власти. Наиболее известным является представление о власти Мшвениерадзе: «Власть, пишет он, есть контроль над значимыми для общества ресурсами через обладание ими с ограничениями». Рассмотрим данное определение более детально. Под ресурсами понимаются деньги, товары, природные ресурсы, оружие, население страны, т.е. социальные, материальные, духовные и др. ресурсы общества. Контроль значимых ресурсов предполагает собой надзор за указанными ресурсами через:

- обмен ресурсами с целью увеличения обладания наиболее интересными для власти;

- регулирование с помощью системы отношений, взаимодействия между социальными субъектами во имя интересов общества.

Ограничение подразумевает введение границ (законам деятельностью правоохранительных органов) на использование ресурсов или их обмен.

Отличительными чертами политической власти являются:

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- верховенство и обязательность к исполнению ее решений для всего общества;

- публичность, т.е. всеобщность и одновременно безличность предписаний власти, обращенных от имени общества, но средством абстрактных норм права;

- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

- многообразие используемых для достижения цели ресурсов.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, обеспечить их объединение или разъединение:

а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты;

б) стремиться к максимальной стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу.

54. Государство: его происхождение и сущность. Государство и гражданское общество.

Государство и общество не тождественны, их следует различать. При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», они имеют разное смысловое содержание. «Страна» — это понятие, отражающее преиму­щественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важнейшей категории политологии и юридических наук. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее соци­альную организацию страны и потому занимающее центральное место в системе категорий социологии. Б. Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства».

В античности государство и общество совпадали. Впервые поставил вопрос о различии государства и общества Н. Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество — содержание, государство — политическая форма общества.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и государство — различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI—XVII вв.), когда складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX вв.) характеризуется формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становление правового социального государства.

Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинаковые нравы и воззрения, общие учреждения». Определение самого Г. Еллинека следующее: «Общество, в самом широком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К. Маркс определил общество как «продукт взаимодействия людей».

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорфназывал гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества – плюрализм мнений.

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.

Наши рекомендации