Глобализация как политический и экономический процесс.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции (объединение, взаимопроникновение) и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
Технологической основой первой волны глобализации стали телефон и телеграф в сфере коммуникаций, строительство железных дорог, машинное, а затем поточно-конвейерное производство в промышленной сфере. Технологические сдвиги повлекли за собой экономические, выражавшиеся, прежде всего в усилении экономической взаимозависимости и формировании единого мирового хозяйства. Но наиболее сильно глобализация проявилась в политической сфере. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики. Мировое экономическое и социальное развитие происходило под сильным воздействием либерально-политической идеологии, поскольку либерализм обосновывал необходимость экономической свободы на национальном и международном уровне.
Возрастание уровня экономической взаимозависимости, появление и рост транснациональных корпораций при одновременном ослаблении правительственного контроля над их действиями, привело, по мнению представителей неолиберального направления теории международных отношений, к существенным изменениям в мировой политике. Государство утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. К традиционным политическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, спортивными, деловыми кругами этих государств, причем их роли могут, иногда быть равными.
Экономическое и политическое развитие мира в 1990-е годы получило разную направленность. Если в экономике наблюдались растущая взаимозависимость и интеграция, то в политическом отношение мир стал менее стабильным и более хаотичным. Вызванное процессами экономической глобализации некоторое ослабление власти национальных представительств не дополняется адекватным возрастанием роли международных институтов. Глобализация порождает серьезные социальные проблемы и внутри развитых стран. Против ряда последствий глобализации выступают профсоюзы и новые социальные движения, получившие название антиглобалистских. Однако оппозиция неолиберальной модели глобализации не имеет единой политической и идеологической платформы. Традиционные левые политические идеологии и движения оказались в глубоком кризисе.
Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.
58. Национальные (национально-государственные) интересы: понятие, содержание, место и роль во внешней политике современных государств.
Интерес можно определить как осознанные потребности субъекта (социальной общности), являющиеся следствием фундаментальных условий его существования и деятельности. Но интерес — это и отношение потребности к условиям ее реализации. Соответственно, национальный интерес — осознание и отражение в деятельности лидеров потребностей государства.
В основе традиционного понятия коренного национально-государственного интереса лежат географические, культурные, политические и экономические факторы. Национально-государственный интерес включает следующие составные элементы:
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, общественными организациями.
Место и роль во внешней политике современных государств
Содержание и особенности внешней политики российского государства в современной геополитической ситуации.
60. Политическая безопасность РФ: понятие, содержание, основные пути обеспечения.