История идеи правового государства
Еще мыслители древности подметили особенность государственной власти — ее стремление к самовозрастанию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности общества. Не случайно впроизведениях Томаса Гоббса (XVII век) государство отождествляется с библейским чудови-
щем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадается на его пути.
В качестве одного из заслонов на пути всепоглощающего государства мыслители прошлого и настоящего называли право.
Отдельные аспекты теории правового государства выявили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о возможности существования правильных и неправильных (не соответствующих праву) государств. С точки зрения Платона, справедливо устроенное, правильное государство подобно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что правильное государство — есть прекрасное и свободное общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит первое из известных нам определений государства как правового объединения людей.
Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просвещения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье) разработали идеи о важнейших компонентах правового государства, а именно — теорию прав человека и идею разделения властей.
Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в оборот понятие «права человека». С его точки зрения, свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равенство перед законом и судом, право собственности составляют прирожденные (данные не государством, а Богом и природой) права человека. Джон Локк (вторая половина XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения прав человека, которыми являются: законность, разделение властей, право народа на сопротивление незаконным проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал идею верховенства конституции в государстве, идею разделения властей как гарантии против тирании.
Философское обоснование идеи правового государства традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Согласно определению Канта государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Термин «правовое государство» ввели в научный и политический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Теодор Велькер и Роберт фон Моль. По определению последнего, правовое государство — это государство, основанное на закреплении в конституции прав и свобод граждан.
Идея правового государства получила развитие в трудах известного украинского юриста Богдана Александровича Кистяковского. С его точки зрения правовое государство — это конституционное государство. «В конституционном государстве власть, становясь правовой, принципиально отличается от власти в исторически предшествующих конституционному государству типах государства... В конституционном государстве власть перестает быть фактически господством людей и становится господством правовых норм».
В ряде конституций современных государств (Германия, Испания, Украина) идея правового государства прямо закреплена, в конституциях других государств (Австрия, Греция, Франция) она получила косвенное отражение. Но даже там, где идея правового государства формально не закреплена в конституции, она фактически реализуется в правовом статусе личности, системе и деятельности органов государственной власти.