Понятие, структура, функции политической культуры

Термин «политическая культура» ввел в научный обиход не­мецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (работа «Идеи к философии истории человечества»). Истоки теории поли­тической культуры также связаны с исследованиями в области культурной и политической антропологии, социальной и этниче­ской психологии, теории национального характера (Б. Мали­новский, В. Вундт, Л. Гумплович, Н. Данилевский, Н. Бердяев Э. Эриксон, П. Сорокин).

Теория политической культуры сформировалась в 50-60-е гг. XX в. В 1963 г. вышла книга американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», в которой была целостно изложена концепция политической культуры. В даль­нейшем теорию политической культуры развивали Л. Пай, Р. Фейген, С. Липсет, Р. Пэтнэм, Р. Инглхарт.

Г. Алмонд выделил два уровня политической системы: ин­ституциональный и ориентационный, выражающий формы ори­ентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти); эмоциональные (чувства лю­дей к тем, кто осуществляет власть; доверие, презрение и т.д.); оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стан­дарты).

В совокупности, по мнению Г. Алмонда, эти ориентации и со­ставляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотива­цию политического поведения граждан. Понятие политической культуры связывалось с ценностными мотивациями, верованиями людей, с субъективным контекстом политики. Оно стало проявле­нием того, как люди воспринимают политику и как они интерпре­тируют то, что видят.

Политическая культура - это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере. В них воплощаются ценностные пред­ставления людей о политике, нормы взаимоотношений общества и государства. Это совокупность знаний, ценностей, идеалов, идей, норм, моделей политического поведения, обеспечивающих един­ство и взаимодействие участников политического процесса. По­литическая культура проявляется в политическом поведении, в отношении к политике.

Политические культуры государств взаимосвязаны не как «низшая - высшая», а как самостоятельные духовные системы. Они выражают «генетический код» народа в атрибутах государст­венности (флаг, герб, гимн). Они не выступают как универсальное явление, так как не все граждане признают и одни и тс же образцы культуры (патернализм или партнерство в отношениях с государ­ством выступают как норма для одних и отвергаются другими).

Политической культуре свойственны определенные функции:

• идентификации (потребность человека в принадлежности к группе, общности);

• ориентации (понимание человеком собственных возможно­стей при реализации прав и свобод);

• адаптации (потребность человека в приспособлении к ме­няющейся среде);

• социализации (становление человека как гражданина, вы­полнение политических функций, реализация гражданских прав);

• интеграции (сосуществование в рамках определенной поли­тической системы);

• коммуникации (взаимодействие субъектов политики на базе общепринятых норм, стереотипов).

Под воздействием политической культуры воспроизводятся устойчивые формы политической жизни, ценности. Потому и в условиях реформ целые слои населения могут поддерживать прежние порядки, а революции заканчиваются либо возвратом к прежним стандартам, либо террором, чтобы принудить людей принять новые порядки.

Как сложное многоуровневое явление политическая культура имеет определенную структуру. Так, В. Розенбаум считает, что ориентации людей являются базовыми компонентами политиче­ской культуры. Он выделяет следующие блоки ориентации:

• относительно институтов государственного управления;

• по отношению к «другим» через осознание принадлежности к нации, государству;

• относительно собственной политической деятельности.

Политические культуры различаются по ценностным ориентациям, способам политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, конфес­сиональным и другим группам. Тем самым выделяются политиче­ские субкультуры - религиозные, этнические, элитарные, моло­дежные. Компонентами политической культуры выступают стереотипы, мифы, символы.

Типы политической культуры

Известность получила классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Авторы проанализировали формы функционирования политиче­ских систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:

• патриархальный («местечковый», приходской), для которо­го характерно отсутствие интереса граждан к политической жиз­ни, знаний о политике и ожиданий от политической системы. Граждане ориентированы на местные ценности - общину, род, клан, деревню, племя;

• подданнический тип отличается сильной ориентацией на по­литические институты и невысоким уровнем активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но в то же время опасается санкций, наказания с ее стороны;

• активистский, партиципаторный (participation - участие) тип характеризуется вовлечением граждан в политическую жизнь, их включенностью в общественные дела. Через выборы, группы интересов, партии граждане артикулируют свои интересы и влия­ют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе.

Однако в реальной политической жизни, отмечают авторы, данные типы культуры взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой мас­совой и оптимальной с точки зрения стабильности политического режима является культура «гражданственности», в которой пре­обладают подданнические установки и формы участия людей в политике. Такая культура характерна для демократической поли­тической системы. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть активным, но не проявлять активность постоянно.

Именно гражданская политическая культура с ее терпимо­стью по отношению к другим ценностям, легитимностью власти, ее компетентностью является прочной основой демократических политических режимов.

Английский ученый Д. Каванах выделяет следующие типы политической культуры:

• гомогенную, характеризующуюся единством общества по основополагающим ценностям, толерантностью;

• фрагментарную с ее конфликтной оппозиционностью раз­личных субкультур;

• смешанную, в которой ценностные ориентации отличаются от норм и ценностей существующего режима;

• искусственно гомогенную, отличающуюся апатичностью, подданническим характером, соединяемую с мобилизованным участием.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве тради­ций, образцов политического мышления, различают официальную, поддерживаемую государством, и реальную политическую куль­туру. Можно говорить о рыночной политической культуре, в ко­торой политика понимается как разновидность бизнеса, как сво­бодный обмен деятельностью граждан, и этатистской, которая отличается главной ролью государства в жизни общества.

Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Но если возникает их противостояние, то речь идет о культурном расколе. В силу этого не формируются единые ценности политического устройства страны, не обеспечивается внутренняя целостность государства и общества. В таких обществах важно укрепление духовной свободы граждан, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование разных идеологий и стилей гражданского поведения, объединяющего по­зиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, при этом ограничивая влияние политического экстремизма. Только на такой основе могут сложиться идеалы гражданского достоинства, Демократические формы взаимодействия человека и власти.

Наши рекомендации