Структура и функции политической идеологии

Современная политическая идеология возникла в Новое вре­мя, в период буржуазных революций. Предпосылки ее формиро­вания складываются в период Реформации в XVI в., когда возни­кает религиозный плюрализм, разделение светской и духовной власти, секуляризация (светский характер) мировоззрения. Важ­нейшую роль сыграло формирование современных централизированнных, светских государств, которым нужны были символы ве­ры, ценности, объединяющие общество. Развитие индустрии вело к созданию социальной структуры буржуазного общества, в кото­ром дифференцировались классовые, национальные и иные груп­повые интересы.

Таким образом, современные политические идеологии (либе­рализм, консерватизм, социализм, национализм) формируются в Новое время. Их зарождение связано с эпохой Возрождения и ликвидацией религиозной монополии на духовное господство. Идеологии становятся квазирелигиями, символами светской веры, легитимизируют государственную власть. Они закрепляют систе­му ценностей, мобилизуют людей на те или иные социальные действия. Особую роль идеологии приобретают в период револю­ций, кризисных состояний общества.

В Европе первым мыслителем, кто начал продумывать вопро­сы, связанные с социальной ролью идеологии, был Н. Макиавел­ли. В его известном труде «Государь» (1513 г.) были высказаны серьезные мысли о роли идей в политических процессах. Термин «идеология» впервые употребил французский философ Антуан Дестют де Траси в 1796 г. в докладе «Проект идеологии». Он по­лагал, что идеология - это своеобразный эталон, дающий знание Универсальных законов. Идеология, или наука об идеях, рассматривалась как теоретическая основа общественного устройств база для всех других дисциплин. Понимание сущности вещей позволит построить справедливый и разумный общественный порядок, упрочить государство.

Затем смысл слова «идеология» изменился. Мыслители конца XVIII - начала XIX вв. уже включали в это понятие представление о ложном сознании, предрассудках, иллюзиях. Негативный смысл термину «идеология» придал Наполеон, который с 1797 г был членом Национального института, разделял мысли просвети­телей, но потом разошелся с ними из-за того, что они осудили его деспотические действия. Наполеон стал презрительно именовать просветителей «идеологами», обвиняя в непонимании реальной политической практики и общественных интересов, в доктринер­стве и идеализме.

С начала XIX в. термин «идеология» стал использоваться в политических дискуссиях, в борьбе различных политических групп. Идеология из учения об идеях стала превращаться в полити­ческую доктрину, рассматриваться как реальная политическая сила.

Маркс и Энгельс критиковали идеологию как ложное, иллюзор­ное сознание. Вместе с тем они подчеркивали активную роль созна­ния, субъективного фактора. В.И. Ленин ввел термин «научная иде­ология», которым он называл марксизм - пролетарскую идеологию.

Особую роль в осмыслении идеологии сыграли работы Ф. Ниц­ше, 3. Фрейда, К. Юнга, В. Парето, К. Манхейма, Э. Дюркгейма и др. Так, Ф. Ницше считал, что идеология поддерживается социаль­ными мифами. Итальянский ученый В. Парето полагал, что осно­ву идеологии составляют верования, чувства, потому бесполезно доказывать их ложность. В. Парето сделал вывод о том, что не теории движут чувствами, а, наоборот, зарождение чувств перево­дит их на язык логики при помощи теорий. Так, не произведения Вольтера стали причиной отхода от религии многих верующих в конце XVIII в., а именно неприятие религии повлияло на то, что антиклерикальные сочинения Вольтера стали популярными, на­шли отклик у многих людей.

3. Фрейд идеологию, как и религию, считал ложным сознанием, устойчивой формой общественного невроза. Фантазии, страхи вы­тесняются в глубины психики и закрепляются затем в различных идеях. Раскрыть содержание идеи означает понять скрытые пси­хологические напряжения, получающие выход в сферу сознания.

Э. Дюркгейм, К. Манхейм считали, что идеи сплачивают лю­дей помогают им ориентироваться в жизни, облегчают поиск ис­тины. По мнению Э. Дюркгейма, мало указать на то, что идеоло­гия - ложное сознание. Нужно показать, каким социальным потребностям она служит, чем порождается. Он выделял дисцип­линарную, цементирующую, воспроизводящую и возвышающую (эйфорическую) функции идеологии.

В современных теориях роль идеологии оценивается по-разному. Идеология определяется как глобальная историко-полихическая система объяснения мира (Р. Арон), как разновидность коммуникации (Г. Лассуэлл). Ю. Хабермас полагает, что в силу невозможности вычленить специфические классовые интересы место идеологии занимает массовая культура. Многие ученые считают, что идеология выражает интересы и ценности конкретно­го общества или его части (класса), этнической группы партии, дви­жения, что она выдвигается на авансцену во время серьезных по­литических кризисов. Это совокупность коллективных представ­лений, с помощью которых устанавливается иерархия ценностей.

Как правило, носителем политической идеологии выступает политическая партия. Если в обществе достигнут консенсус в от­ношении существующего строя и основных ценностей, то борьба между партиями затрагивает вопросы тактические, не стратегиче­ские, поэтому и методы борьбы будут цивилизованными: диалог, дискуссия, частная борьба за голоса избирателей. Если же обще­ство поляризовано, то борьба выливается в конфликты, в том числе вооруженные, с использованием насилия. В рамках одной партии идеология выполняет интегративную функцию, в масшта­бах общества - функцию идейного размежевания. Главная функ­ция идеологии - оправдание существующей политической систе­мы общества либо требование ее изменения.

Политическая идеология выполняет глобализирующую функ­цию через систему образования, СМИ, культуры, привлекая лю­дей на свою сторону. Выделяются также культурно-воспитательная функция идеологии, создания позитивного имиджа партии, страны в глазах общественности, «выпускания пара из котла» за счет перевода противостояния сторон в область полемики, дискуссий. С помощью идеологии можно сплотить об­щество с целью реализации определенных интересов, обосновать курс государственной политики. Идеология служит основанием для принятия важнейших решений.

Выделяют три уровня функционирования политической в идеологии:

• теоретико-концептуальный (элитарный). На этом уровне закладываются ценности, идеалы, принципы политики, ее философское обоснование;

• программно-политический, на котором принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги, требования партий, политиче­ских элит. На этом уровне проверяются, оцениваются действия правительства, выражаются интересы граждан, ведется пропаган­да идей;

• актуализированный (житейский), который характеризует степень приверженности населения тем или иным идеям, меру их воплощения в практических делах.

Таким образом, идеология как разновидность группового, корпоративного сознания отличается предвзятостью оценок ре­альных событий. Она является инструментом элиты, которая стремится консолидировать граждан, обеспечить связь с массами. Идеология может быть использована для манипулирования созна­нием граждан и даже для их обмана. Но в целом она имеет пози­тивную направленность, ибо с ее помощью задаются определен­ные критерии оценок политической жизни, модели восприятия мира. Эффективность идеологии определяется ее соответствием жизненному опыту, традициям, интересам и ожиданиям граждан.

Наши рекомендации